|    1$: 59.4604 1€: 69.8184

Магнитогорск
C
» » «Бессмертного полку» прибыло. В Магнитогорске побывала драматург Ксения Степанычева

«Бессмертного полку» прибыло. В Магнитогорске побывала драматург Ксения Степанычева


    Фото: Илья МОСКОВЕЦ

Автор пьесы приехала на премьеру монологов о войне «Дни Победы», представленную драматическим театром имени Пушкина.

 

Ксения Степанычева родилась в Саратове – городе с театральными традициями, заложенными еще в позапрошлом веке, и сильной театральной школой, воспитавшей, например, Бориса Бабочкина, Олега Табакова, Бориса Андреева, Олега Янковского, Евгения Миронова, Алексея Слаповского, Сергея Пускепалиса.

Поначалу ничто не говорило о том, что Ксения Викторовна станет драматургом и сценаристом. Первые шестнадцать лет ее жизни прошли в разъездах по дальним гарнизонам – отец Ксении был военным. И ее театральный опыт к этому возрасту, по ее же собственным словам, ограничивался участием в новогодних утренниках.

Потом Ксения вместе с семьей вернулась в Саратов, где, наконец, смогла оценить и полюбить театральное искусство, в том числе и благодаря маме, увлеченной театралке. Однако учиться Ксения пошла в Поволжскую академию государственной службы, которую окончила с отличием по специальности«менеджер-экономист». Ни дня не проработав в этом качестве, Ксения Степанычева продолжила работу… над пьесами. К тому моменту она занималась драматургией уже три года.

– Для того, чтобы стать драматургом, нужно читать и писать пьесы, – говорит она. А что касается критики, обрушивающейся на многих современных драматургов, так это неизбежно. Все драматурги были когда-то «современными», все, кто создал что-либо значимое в искусстве, казались отчаянными экспериментаторами. Александра Островского, например, за эксперименты, уже давно ставшие классикой, даже выгнали в свое время со службы…

В 2005 году состоялась первая публикация молодого драматурга в журнале «Современная драматургия» – серьезном «узкоспециализированном» издании, которое внимательно и пристрастно читают все театральные режиссеры России. Именно благодаря журналу познакомился с пьесой Ксении «Дни Победы», написанной в 2010 году, главный режиссер магнитогорской драмы Максим Кальсин, которого сочинение поразило тем, что большая История в нем показана через истории личные.
«Бессмертного полку» прибыло. В Магнитогорске побывала драматург Ксения Степанычева
А первой в профессиональном журнале была опубликована комедия «2 × 2 = 5», в 2004 году получившая главную премию ежегодного конкурса драматургов «Действующие лица». Постановки по ней вскоре увидели зрители Саратова, Москвы, Донецка, Томска. С тех пор сценическую жизнь обрели многие пьесы Ксении Степанычевой, а потом ей довелось дважды выступить автором сценария для фильмов Станислава Говорухина. Один из них – комедия «В стиле jazz» – был удостоен приза «Золотая ладья» в конкурсе «Выборгский счет» на фестивале в Выборге.

Сама себя Ксения Степанычева называет автором комедий и детских пьес, которые, к слову, с удовольствием ставят в ТЮЗах страны. «Детский» успех пришел к Ксении с пьесой «Розовый бантик», за которую автор получила звание лауреата всероссийского конкурса. Вообще на счету драматурга уже немало призов престижных конкурсов и фестивалей. А за «Дни Победы» Ксения получила звание лауреата на Всероссийском конкурсе драматургов «Факел памяти».

– Любой конкурс – лотерея, здесь важную роль играет везение, – уверена Ксения Степанычева, считающая и свою довольно успешную авторскую карьеру счастливым стечением обстоятельств.

И здесь география вовсе не служит препятствием – автор живет и творит в Саратове, откуда отсылает свои пьесы в журналы и на конкурсы, время от времени наведываясь в Москву, где живут лучшие друзья, а также и в другие российские города, где бурлит театральная жизнь.

– Не стараюсь кому-то угодить или что-то доказать, – говорит Ксения о собственном творчестве. – Пишу для себя, человека среднестатистического с точки зрения вкусов, интересов, а значит, найдутся и те, кому это будет интересно.
«Бессмертного полку» прибыло. В Магнитогорске побывала драматург Ксения Степанычева
И написание тех же «Дней Победы» Ксения считает очень важной вехой, прежде всего в своей жизни. Потому что, во-первых, тема войны важна для любого из нас, ведь нет никого, чьей семьи она не коснулась. Во-вторых, автору необходимо было разобраться в этой теме и ответить самой себе на некоторые вопросы...

Представив на сцене «Дни Победы», «особую» пьесу, находящуюся на стыке документального и художественного театра, Максим Кальсин вновь удивил публику смелым режиссерским экспериментом. Ведь даже автор этого потрясающего материала пребывала в некотором недоумении по поводу того, как ставить пьесу, практически лишенную действия и состоящую из девяти пространных монологов.

Режиссерские «ходы» заключались в том, что монологи героев были разделены кадрами кинохроники, не менее пронзительными, чем рассказанные на сцене истории, «действующим лицом» спектакля стало и сценическое освещение. К тому же каждый из образов спектакля был необыкновенно ярко воплощен актерами драмтеатра, получился реально-осязаемым и поведал о захватывающих подробностях...

Работа Ксении над сбором материала к пьесе продолжалась около двух лет. Отправной точкой стал монолог, не раз слышанный еще в детстве, – военная история родной бабушки Степанычевой. К нему присоединились еще восемь, фактура которых сложилась по итогам более чем тридцати встреч автора с ветеранами войны и тыла. Хотелось охватить разные стороны жизни, разных людей. В пьесе есть один сборный образ, отклонение от правила «один прототип – одна история», но нет ни капли вымысла. Прообразы героев пьесы помогали разыскивать люди, организации. Единственный образ, который, увы, не удалось найти в жизни автору, – жертва Холокоста.

Еще более года шла работа над текстом. Ксения беседовала со свидетелями войны преклонного возраста, а в пьесе же им ровно столько лет, сколько было 9 мая 1945 года – от шестнадцати до двадцати шести. Поэтому нужно было значительно «омолодить» речь героев. В окончательный вариант вошли далеко не все услышанные истории и не все подробности, а лишь те, что, по мнению автора, могли претендовать на роль художественных деталей, имеющих смысл и необходимость в данном контексте, что работали на создание цельных образов.

И все же, даже пройдя сквозь сито тщательного авторского отбора, материал остался очень объемным. И всеобъемлющим, показывающим разные стороны жизни человеческой в условиях войны, множество ситуаций, когда приходилось выбирать между жизнью и смертью, честью и бесчестием, равнодушием и самопожертвованием.

Впрочем, как мы уже знаем, магнитогорцам нашлось чем дополнить этот текст – а именно монологом о жизни Магнитки, нашей «кузницы Победы». И это неудивительно – сама «открытая конструкция» (по выражению автора) этой живой документальной пьесы подразумевает такую возможность, которой актриса драмтеатра Ольга Гущанская – магнитогорский соавтор Ксении Степанычевой – воспользовалась очень успешно.

Автор изначально отнеслась с пониманием и большим доверием к идее режиссера включить в спектакль новый монолог и накануне премьеры говорила:

– Тем, кто придет на спектакль, будет очень важно услышать рассказ об их дедушках и бабушках – о тех, кто ковал Победу. Я уверена, что это будет здорово!

И увиденная постановка только утвердила Ксению в этом мнении. Не исключено, что магнитогорская трактовка пьесы даже зародит театральную традицию вроде разрастающегося с каждым годом «Бессмертного полка». Ведь в каждом российском городе, где возьмутся поставить эту пьесу, ее могут дополнить своей собственной военной историей.
«Бессмертного полку» прибыло. В Магнитогорске побывала драматург Ксения Степанычева
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent