|    1$: 56.0794 1€: 60.8461

Магнитогорск
C
» » » Среднеуральский: белые пятна, чёрные дыры… Из истории исчезнувшего посёлка

Среднеуральский: белые пятна, чёрные дыры… Из истории исчезнувшего посёлка

Среднеуральский:  белые пятна, чёрные дыры… Из истории исчезнувшего посёлка

    Фото: архив Дмитрия Левко

Работа магнитогорского краеведа Дмитрия Левко посвящена истории поселка Среднеуральского, одного из «предшественников» нашего города, существовавшего на нынешней территории Магнитогорского металлургического комбината.

 

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ

Состав поселка Ново-Чесноковского со временем перестал быть однородным – здесь стали проживать казаки. Метрическая книга Свято-Троицкой церкви сохранила запись от 24 июня 1902 года:

«У казака Чесноковского поселка Колинченкова родился сын Иоанн».

В бумагах войскового хозяйственного правления Оренбургского казачьего войска имеется «Полевое делопроизводство по снятию и распланированию дворовых мест на дополнительные наделы поселка Чесноковского, ныне Магнитной станицы. Начато 9-го июня 1905 года. Окончено 17-го июля 1906 года». Составил его землемер Горбунов, выехавший, по предписанию, к станице Магнитной.

Вместе со станичным и поселковым атаманами, с представителями населения поселков, земли которых примыкают к выбранному участку, определяют на левом берегу Урала площадку, к тому времени уже частично заселенную, под разбивку жилых и хозяйственных построек.

После экспертизы в межевом отделении план надела «признается правильным», утверждается хозяйственным правлением и вписывается в «Журнал за 1906 год»:

«Вновь возведенное поселение, согласно журнального постановления войскового правления на 6-е сего июля за №2419, наименовано «Ново-Чесноковским», с подчинением в административном отношении поселку Магнитному, той же станицы».
Скорее всего, нелегальное поселение крестьян подле казачьего хутора Доможирова официально легализовали и оформили как Ново-Чесноковский поселок.

ГДЕ ХРАМ БЫЛ СВЯТ…

В 1906 году в поселении основан храм. В 1914 году есть первое упоминание о нем:

«В 8 верстах от станицы Магнитной молитвенный дом в поселке Чесноковском».
Позже он упоминается как Среднеуральская Казанская церковь, Храм Казанской Божией матери.

Храм был бревенчатый и холодный, на высоком каменном фундаменте. У него были две главы, покрытые жестью. На них – два деревянных креста, обитых жестью. Наружная поверхность храма была деревянной, крытой жестью. Кладбища при церкви не было. В 1906 году также была заложена деревянная колокольня в один ярус с тремя медными колоколами.

31 августа 1926 года председатель сельского совета поселка Среднеуральского Андрей Астафьев на основании распоряжения исполкома в присутствии сельского исполнителя Константина Смолякова и члена церковного совета Михаила Зиновьева произвел проверку церковно-храмового и церковно-богослужебного имущества поселка Среднеуральского Уральской волости Троицкого округа Магнитного района. Составлен и список членов приходского совета православного христианского общества при церкви поселка Среднеуральского с указанием полных лет. Все, входящие в него, не имеют судимости, и с 1914 года являются хлеборобами. Председатель приходского совета – Дмитрий Астафьев. В приходе числится шестеро прямых и непрямых родственников моего прапрадеда Павла Никитина. Среди них – его дочь и моя прабабушка Ольга (Леля) Алферова.

20 января 1931 года в Магнитогорский горсовет было направлено заявление от членов-учредителей общества верующих при церкви поселка Среднеуральск. Они писали:

«Для совместного удовлетворения религиозных потребностей мы, граждане в числе пятидесяти человек, подлежащие к православному христианскому вероисповеданию, решили создать религиозное общество под названием «староцерковники». Религиозные ценности нашего объединения будут распространяться на поселок Среднеуральский и прилегающие к нему кирпичный завод, шестой участок и Приуральский хутор в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8/IV 1929 года «О религиозных объединениях». Просим зарегистрировать наше объединение под названием «Православно-христианское общество верующих староотеческой церкви поселка Среднеуральского».
Членами-учредителями общества стали Филипп Насонов, Исаак Бултыгин, Елена Течкина, Евдокия Колинченко, Мария Теребилкина, Мавра Бычкова, Степанида Макарова, Иван Мазин и Анна Соколова.

Казанская церковь поселка Среднеуральск была подожжена неизвестными в 1932 году. Лето было сухим, и она сгорела, как свечка. Зарево от пожара освещало весь поселок. Была попытка потушить пожар: по железнодорожному пути, проложенному со стройки на песчаный карьер, подошел пожарный поезд. Но помешало расстояние в триста метров. Пожарники, ввиду недостаточного оснащения, даже не смогли приступить к тушению пожара.

Через несколько лет на образовавшемся после пожара пустыре был открыт рынок и установлены ларьки, где торговали мукой, крупами и хозтоварами. С открытием магазинов ларьки убрали. Образовался пустырь, где молодежь устраивала стихийные танцы под гармошку. А позже на этом пустыре стали брать глину для кирпичного завода. В результате образовался огромный котлован, заполненный водой, он находился в районе конторы первого копрового цеха ММК.

Вслед за церковью было уничтожено и поселковое кладбище. Оно располагалось на том месте, где теперь северная скрапобаза. Судьбу Среднеуральского кладбища решила постройка взрывной ямы для копрового цеха. Горсовет своим решением от 19 декабря 1934 года потребовал перезахоронить останки «за черту цеха». Решение было выполнено, но без переноса надгробий и памятников. Некоторые жители поселка в связи с бедственным материальным положением так и не смогли забрать останки своих близких, и их «перезахоронил» экскаватор. С этого времени жителей Среднеуральска начали хоронить на вновь созданном кладбище возле спецпоселка Старо-Северный – ныне это Новосеверное кладбище.

УРАЛ, УРАЛ-РЕКА…

До советской власти ближайшим к Чесноковке селением была станица Магнитная, расположенная на другой стороне Урала. Хотя поселок был довольно протяженным, мостов через реку не было. Поэтому на другой берег перебирались вброд. Здесь, на берегу Урала, не затопляемом весенними паводками, были обширные степи и луга. Берега были высокими, глинистыми, за исключением того места, где была построена паровая мельница, да еще некоторых мест, промытых стекающими с холмов весенними водами. Наносной песок и глина образовывали перекаты, размывали берег. Жители поселка здесь устраивали броды. Их было четыре, каждый имел свое название, связанное с именами тех, кто жил у брода: Караченков брод, Татарский брод.

Среднеуральский:  белые пятна, чёрные дыры… Из истории исчезнувшего посёлка

Во время разливов через реку не переезжали, ждали, когда спадет вода. Не случайно церковь и дома стояли на высоких каменных фундаментах – в половодье Чесноковка подтапливалась, и по ее улицам до постройки Первой плотины передвигались на лодках. После постройки плотины жители поселка были вынуждены перебираться через реку на лодках, многие завели их в большом количестве и занялись извозом. Когда от ЦЭС, в северном направлении, потянулись отвалы, постепенно оттесняя поселок и поглощая жизненно необходимые для проживания людей пойменные территории, под отвалами заложили железобетонные тоннели, по которым можно было из поселка на лодках попасть напрямую на реку Урал.

ПО ГЛАВНОЙ УЛИЦЕ

Поселок порос буйным кустарником. В лугах было обилие цветов. Улицы казались сплошным зеленым ковром, только посередине пролегала колея, по которой ездили на лошадях. Дома в Чесноковке оказались больше и красивее, чем в Старой Магнитке. Это были кондовые срубы из лиственницы, которую первопоселенцы покупали у башкир.

Главная улица поселка была застроена большими избами-«пятистенками» с тесовыми крышами из досок. Их рубили из толстых бревен с парадными резными крыльцами, с резными наличниками и массивными тесовыми воротами. Все срубы ставили на высокие каменные фундаменты. Особо выделялся дом у паровой мельницы – с полуподвалом и богатой резьбой. Хозяйства были с просторными дворами, надворными постройками в виде плетеных сараев и стаек, крытых соломой на жердях, банями, амбарами, конюшнями. Бани топили по-черному – в каждой печь-каменка с котлом. Все надворные постройки были огорожены плетнями на кольях.

Такие домовладения имели зажиточные жители Чесноковки Никитины, Казаковы, Прядкины, Федоровы, Шадрины, Караченковы, Плискачевы, Щекаевы, Теребилкины, Астафьевы и Зиновьевы. Дома в степном поселке отапливались кизяком, благо, в каждом дворе было достаточно навоза. На зиму дома обкладывали кизяками, которые ближе к весне сгорали в печах. Дрова были дефицитом. Их расходовали экономно, только на растопку. Для обогрева помещений при помощи печей-голландок использовали крупную солому.


Продолжение следует. Начало – здесь.


Дмитрий ЛЕВКО / Служба новостей «МР» ©
Фото: архив Дмитрия Левко
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent