|    1$: 57.3392 1€: 67.4596

Магнитогорск
C
» » Королева дороги. Движение – жизнь, а для водителя трамвая еще и очень интересная

Королева дороги. Движение – жизнь, а для водителя трамвая еще и очень интересная


    Фото: Илья МОСКОВЕЦ

Наталья Кочеткова погрузилась в профессию сразу же, влюбилась в работу мгновенно, едва села за пульт управления трамваем.

 

– В движение вагон приводит джойстик у левой руки. Но трамвай не тронется с места, если не нажать педаль безопасности. Управление джойстиком несложное: вперед – назад – тормоз. Здесь переключатели поворота. Вот так открываются двери. Вот спидометр. Средняя скорость движения по городу – 40 километров в час, – демонстрирует Наталья свое рабочее место любопытствующим журналистам.

«Порулить» не просим, но посидеть в кресле водителя удалось. Трамвай возвышается над рельсами, из кабины великолепный обзор, создается приятное ощущение парения над дорогой, словно на троне сидишь, эдакая королева дорог. В кабине водителя тесновато, двоим сложно развернуться, зато одному человеку очень удобно – все рычаги и кнопки под рукой. В кабине ничего лишнего, отвлекающего внимание водителя от движения. Однако есть зеркальце и расческа лежит под рукой.

– Женщина даже на маршруте должна оставаться женщиной и выглядеть красиво, – считает Наталья. – Водитель трамвая и других видит, и себя показывает. Надо держать марку.

И мы отправляемся в увлекательное путешествие на трамвае по… депо. На линию нельзя – водителям запрещено разговаривать с пассажирами на маршруте, но нам такой поездки достаточно, чтобы расспросить приветливую женщину о всех тонкостях профессии.

За пультом управления Кочеткова чувствует себя свободно. И неспроста – у нашей героини 23 года безаварийного водительского стажа, за что ей присвоили звание «Водитель третьей степени». О своей работе Наталья говорит с удовольствием, слушая ее, понимаешь, насколько человек влюблен в профессию.

– Многие водители считают трамвай другом, компаньоном. Он как живой. Приходишь на смену и разговариваешь с ним, как с человеком, договариваешься, чтобы трудился без поломок. Отработали вместе смену – благодаришь его,
– то ли в шутку, то ли всерьез говорит водитель, загадочно улыбаясь.

Наталья рассказывает, что заниматься в учебном центре и осваивать профессию ей было не трудно, а очень даже интересно. Три месяца теории и три месяца практики пролетели, как один день. В первый раз за пульт управления трамвая села уверенно. Села и поехала.

– Водить будешь, – вынесла вердикт инструктор. – Это определенно твое.

А сегодня Наталья сама учит начинающих водителей, передает им свой опыт. Говорит, что по человеку сразу видно, с какой целью он пришел, каких результатов добьется.

Королева дороги. Движение – жизнь, а для водителя трамвая еще и очень интересная

Свой первый самостоятельный рейс Кочеткова запомнила навсегда. Говорит, даже удивилась, насколько спокойно и без волнений, словно всю жизнь этим занималась, сделала первый круг по маршруту, а потом и всю смену отработала. Сегодня Наталья даже сосчитать не берется, сколько таких кругов по городу она сделала за эти 23 года. Работала на различных маршрутах – №1, 2, 14, 23. На каждом свои нюансы, и сложные, и приятные. Везде свои пассажиры. Сейчас Наталья работает на 24-ом маршруте.

– Мне нравится колесить по городу. Не надоедает. Много народу, работа требует большего внимания, так как движение на дороге напряженное. Зато и смена быстрее проходит,
– говорит наша собеседница.

Со стороны может показаться, что водить трамвай легко – управляй себе джойстиком да на кнопки нужные нажимай. Однако Наталья над такими доводами смеется. Сложность профессии даже не в управлении транспортным средством, хотя и здесь множество нюансов: нужно выбрать правильный скоростной режим, чтобы вагон не сошел с рельсов, нужно плавно трогаться и тормозить, чтобы пассажиры в вагоне не попадали от резких «маневров», нужно, в конце концов, соблюдать время следования вагона, чтобы не выбиться из установленного расписания. Но все же основная сложность для водителя – обеспечить безопасный проезд пассажиров, соблюдая все правила дорожного движения и предотвращая дорожно-транспортные происшествия.

– Для нас очень важны внимательность и соблюдение правил. Движение в городе интенсивное, рельсы замощены. Глаз да глаз нужен. За смену несколько раз удается предотвратить ДТП. То машина по колеса заедет, то какая-нибудь бабушка впопыхах выскочит на рельсы. Мы, водители, – профессионалы, у нас голова крутится во все стороны. Кроме того, важно уважение ко всем участникам дорожного движения. Иногда видишь, что автомобиль выехал на рельсы и вынужден перекрыть путь трамваю, так как его самого не пускают в поток. Входишь в положение, пропускаешь. Уважение на дорогах – это нормально, это залог общей безопасности.

А чтобы правила дорожного движения водители трамваев не забыли, каждый год они сдают экзамены и освежают свои знания.

Профессиональный водитель – профессионал во всем. Как и хороший автомобилист, который знает свою машину от и до, Наталья чувствует свой трамвай. Поэтому неполадки в вагоне определяет по звуку. Порой пассажиры даже не замечают, что возникла или может возникнуть какая-то неисправность, а опытный водитель всегда сможет быстро устранить незначительные неполадки. И, как среди управляющих автомобилями, у трамвайщиков тоже существуют водительское братство и взаимопомощь.

– Коллектив дружный, сломался кто-то – выходишь, помогаешь, чтобы движение не стояло.

Рабочий день Натальи начинается не с чашки кофе, как у некоторых, а с посещения медработника. Проверка здоровья – обязательное ежедневное требование. Следующей проверке подвергается вагон. Существует целый комплекс операций по контролю за работоспособностью трамваев – с этого день начинается, этим же и заканчивается. Кроме того, в некоторых случаях водители сами производят уборку в вагонах. Ведь для многих трамвай, на котором они работают, – почти свое детище.

Королева дороги. Движение – жизнь, а для водителя трамвая еще и очень интересная

Несмотря на колоссальную ответственность, напряженный труд и «вредный» стаж, в работе водителя трамвая много плюсов.

– Для женщины важно иметь свободное время в течения дня, ведь, кроме работы, у каждого из нас есть еще и дом, семья. И на этой работе существует возможность уделить внимание и домочадцам, – перечисляет преимущества профессии Наталья. – Водители трамвая работают посменно: четыре дня с утра до обеда, четыре – в ночь. Между ними – один выходной. Это очень удобно. Кроме того, после выработки 15-летнего водительского стажа можно уже выходить на пенсию. Правда, я на раннюю пенсию не собираюсь.

Наталья привезла нас в исходную точку, открыла двери вагона. На славу прокатились, а главное – немного разобрались в нюансах одной из интереснейших профессий.

– Мне очень нравится, – признается собеседница, – каждый раз, когда сажусь за пульт управления, душа улыбается. Я тут на своем месте.

И нам, пассажирам, тоже понравилось…

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментарий

мася 24 апреля 2017 09:13
Со стороны может показаться, что водить трамвай легко ? управляй себе джойстиком да на копки - буква пропущена в последнем слове
Ответить
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent