|    1$: 61.3222 1€: 75.6532

Магнитогорск
C
» » » Одаренные дети Магнитогорска: как зажечь «звезду», а не «звездную болезнь»

Одаренные дети Магнитогорска: как зажечь «звезду», а не «звездную болезнь»


    Фото: автора, личный архив героев

Магнитогорск. Одаренные дети - кто они? Многие считают, что «быть звездой» — великое счастье. На деле же «звёздность» — это большая проверка личности на «человечность».

 

Это огромный труд: интеллектуальный, духовный и физический. Настоящая звезда – это не медийный, раскрученный продюсером бренд, а правильный ориентир для детей и взрослых. Жизненный вектор, если хотите. О том, в чем заключается предназначение настоящей звезды, и пойдет речь в нашем материале.

Ребенок – это тайна…

О феномене музыкальных способностей ученицы 55-й школы Веры Гордиковой родители узнали, когда ей исполнилось 3 года. Сейчас ей 9 лет, и в центре музыкального образования «Камертон» ее называют «визиткой учреждения».

Она – лауреат региональных, областных и всероссийских и международных конкурсов. А с недавнего времени еще и лауреат третьей степени седьмого Международного конкурса баянистов и аккордеонистов на «Кубок Фридриха Липса».

Когда-то очаровательную девочку с широко раскрытыми серыми глазами, слишком серьёзную и сдержанную для своих лет, привели в музыкальную школу. И за нее взялась «молоденькая и хорошенькая» Анна Павловна Мозуль, преподаватель по классу баяна и аккордеона. Она разглядела в ребенке чудо.

«В три года я водила Верушу в частную школу искусств, где занятия строились на классической музыке, и видела, какой восторг они ей доставляют! – рассказывает мама Екатерина Гордикова – Уже тогда подмечала у дочери наличие слуха».

На фото Вера (слева) с мамой и сестрой

________________________________________________________________________________________________________

Екатерина решила одну очень важную педагогическую проблему: «не зарыла в землю» талант своей дочки, а разгадала ее тайну. И, несмотря на огромное количество дел, которыми обременены все родители, нашла на это время.

Известные авторы книги «Музыкальное воспитание ребёнка» – преподаватель фортепиано в одной из музыкальных школ Германии Лев Мадорский и его коллега, доктор психологических наук Анатолий Зак считают:

«Часто желание ребёнка петь и танцевать, стремление и умение подбирать мелодию не принимают за музыкальную одарённость: "Подумаешь, любит петь, дети все любят!" - говорят они. Поэтому и не видят необходимости эти желания специально развивать. Что, конечно, ошибочно. А между тем, родители, желающие помочь ребёнку полюбить музыку, могут сделать многое. Даже не зная нот и не играя ни на каком музыкальном инструменте».

Авторы дают несколько советов, как определить, талантлив ли ребенок. Пишут, что одаренные дети проявляют себя рано: раньше других начинают держать голову, садиться, ползать. Они любят задавать вопросы, подчас неожиданные и необычные. Воспринимают все остро: радуются, печалятся, переживают за больных или убитых животных, плачут и смеются особенно ярко и шумно.

Одаренные дети рано вырабатывают музыкальные предпочтения, любят слушать композиторов-классиков. Все вундеркинды любят одиночество, думают о чем-то, вынашивают планы и проекты. В школе они показывают хорошие результаты, получают высокие оценки и с легкостью справляются с техническими трудностями. Никто не знает природы одаренности. Принято считать, что это чудо, добавляют авторы.

«Как музыкант Верочка – очень одаренная девочка, не стесняется на сцене выражать свои чувства, рассказывает о своей воспитаннице преподаватель по классу баяна и аккордеона Ильфир Манапов. – Она прекрасно чувствует музыку, умеет слушать педагога. С ней легко заниматься. Она легче своих сокурсников усваивает техники, впитывает все, "как губка". У нее хороший "аппарат рук". Она очень виртуозно играет. Это важные компоненты в мире музыки.

Как воспитывать одарённого ребёнка?

Преподаватель отмечает, что огромен вклад родителей Веры в образовательный процесс: «Это редкость, когда родители поддерживают и педагога, и ребенка» - говорит Ильфир Марсович.

Одаренные дети Магнитогорска: как зажечь «звезду», а не «звездную болезнь»

Верочка с преподавателем Ильфиром Манаповым.

_______________________________________________________________________________

Так мама девочки рассказывает о ситуациях, в которых крайне важна поддержка:

«Ко дню учителя Веру попросили, как всегда, сыграть в школе. Зрители – педагоги, родители, бабушки. Она начинает играть «Мотылька» Юрия Гранова и не может. Раз сбилась, два сбилась. Слезы! Начинает плакать… Я выбегаю ее обнимаю. Волнение! Но после этого произошел резкий прорыв. Как она полюбила сцену! «Да ты наш мотылечек, ты сам такая пушинка, как этот аккордионище ты вообще держишь?» - жалели ее сидящие в зале бабушки. Она поняла, что ничего страшного, если она сделает ошибку. Ее это подбодрило, и она вновь вышла.

Не зря говорят, страх сцены – первый после страха смерти. Это как с горки скатиться. Один раз скатишься, а потом не остановишь. Страхи проходят, начинается личностный рост. И родительская поддержка и любовь на этом этапе творческого развития очень важна для ребенка.

Мадорский и Зак советуют: важно создать в доме атмосферу любви, согласия, терпимости. В ссорах и при постоянных нравоучениях любой ребёнок «затухает». Но необходимо помнить, что одарённые дети, хоть и любят одиночество, нуждаются в общении. Родители должны выслушать фантазии ребенка и ответить на вопросы.

Мамам и папам необходимо давать чаду возможность заниматься тем, что он хочет: играть с куклами или отказываться от этого и выбирать другой вариант. Вы, когда идёте в магазин, выбираете ведь из ассортимента. Так и в жизни ребёнка существует масса вещей, которыми он может заняться. Главное найти, к чему лежит его душа:

«Я никогда ее не заставляю что-либо делать. У нее свой интерес, она порой даже слишком ответственна: "Ой, осталось два часа до занятия. Все, я пошла!" Закрылась в комнате и занимается», – продолжает разговор Екатерина.

– На чем же держится ее интерес к музыке? Что ее так стимулирует?

– Признание окружающими ее успехов, – объясняет мама. – Причем мы не поощряем Веру специально похвалами и подарками просто так. Ни в коем случае. Но она сама видит, как горды за нее бабушки и дедушки, которые приходят в гости: "Верочка, играй!", "Верочка, молодец!" Или друзья просят сыграть. Она с удовольствием радует гостей. "Ой, какая умница, талант!" - вдохновляют ее они.

От признания до «звёздной болезни»

Признание – здоровый стимул для любого ребенка двигаться дальше. Но многие мамы и папы замечают, что, становясь лучшим в своём деле, ребенок меняется. Ведет себя, как звезда: самовосхваляет, остро реагирует на критику. Это основные симптомы «звездной болезни».

«Звездной болезни подвержены дети с заниженной, а не с завышенной, парадокс, самооценкой, – комментирует Ярослава Хицкова, практикующий семейный психолог, сексолог, гештальт-терапевт. – Те дети, в которых искусственно поддерживают не таланты, а отличительные возможности: играет хорошо ребенок на гитаре и все вокруг взрослые восхищаются, и это всем преподносят, как нечто особенное. Тем самым взрослые не со зла, неумышленно, но изолируют его от общества. Ребенок чувствует себя в одиночестве – он не такой как все. Ему приходится наращивать защитную нарциссическую функцию. Грубо говоря, объяснять самому себе, что он не такой, потому что он – лучший. Воспитание ребенка с позиции «ты лучше всех» делает его глубоко одиноким.

Родители могут выработать свою домашнюю «антизвездную» стратегию. Говорить комплименты, а не проводить целый цикл мероприятий, посвященных возвеличиванию ребенка. Оставьте поощрительные походы в кинотеатр и покупку дорогих игрушек для крупных праздников. Талантливый ребенок должен понимать, что ему есть куда стремиться.

«Амбиции в положительном смысле – это хорошо, - продолжает разговор Ильфир Марсович. - Человек должен стремиться к совершенству, но в то же время много заниматься. «Звездность» же – когда ты многого достиг, и уже считаешь, что ты гений и все можешь! Это глубокое заблуждение».

Одаренные дети Магнитогорска: как зажечь «звезду», а не «звездную болезнь»

Преподаватель высказал мнение, что большое количество творческих конкурсов, в которых принимают участие современные одаренные дети в Магнитогорске, тоже вносит отрицательный вклад в здоровье их психики и адекватную оценку своей личности:

«В моем детстве не было столько конкурсов. Мы «росли в музыке», любили ее не за что-то, а просто так. С одной стороны конкурсы дают хороший стимул, конечно. Но с другой стороны их много коммерческих, где за участие надо платить. И надо таких конкурсов избегать, потому что они не создают объективной картины мира. Начинающим музыкантам можно в них участвовать. Вот международный телевизионный музыкальный конкурс среди юных музыкантов «Щелкунчик» событие значимое. На такой конкурс попасть дорогого стоит. Вера сейчас – лауреат 3 степени в 7 Международном конкурсе баянистов и аккордеонистов на «Кубок Фридриха Липса». Вот это я понимаю победа».

Если смотреть географию конкурса – она огромна: девочка выступала среди 32 человек из Орска, Перми, Челябинска, Кургана, Тюмени, Уфы, Новосибирска и даже Павлодара (Казастан).

«Одаренного воспитывать стоит как обычного: в дисциплине, в границах, в режиме. Относиться к нему, как к обычному ребенку, но у которого есть дополнительная нагрузка в соответствии с его одаренностью в связи с тем, что у него в каком-то деле что-то получается», - подчеркивает Ярослава.

Родителям Верочки это удается. Она - одаренный ребенок, не страдающий звездной болезнью. И это возможно. Желательно выбрать «золотую середину», стимулируя к деятельности чудо-ребёнка, но в то же время не ломать его «через колено», а давать свободу выбора. Обучать, исключая фразы: «пока не сыграешь мелодию, обедать не будешь». Воспитывать по принципу знаменитого чешского педагога Яна Амос Коменского: «Сперва любить, а потом — учить». 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent