В школьном лагере детей заставили учить популярную в «ТикТок» «криминальную» песню

Второклассники в школьном лагере выступили на конкурсе с песней «Мальчик на девятке», что вызвало у взрослых настоящий шок. Безобиден ли популярный в «ТикТок» трек – разбирался «МР-инфо».

О том, что детям поручили выучить не какую-нибудь песню из детского мультфильма или просто более-менее невинную «попсу», стало известно благодаря посту в популярном городском сообществе. Написал его возмущённый родитель.

«Инкогнито. Ребёнок закончил 2 класс, ходит в лагерь при школе. Сегодня отрядами пели песни, так скажем, соревнования. Наши пели эту песню. Назревает вопрос, а что – у нас нет добрых песен, которые прививают такие качества, как уважение к родителям, к взрослым? Песни, которые прививают доброту. Честно, я чуть возле раковины не упала, когда мой ребёнок запел “Пока он на разборках в лесополосе”. Что эта песня воспитает в наших детях, вопрос?»

Ниже размещена фотография текста песни на конкурс, выставляем его на суд читателей.

В школьном лагере детей заставили учить популярную в «ТикТок» «криминальную» песню

Коротко суть: девочка из старших классов отказывает в отношениях своему ровеснику, потому что любит более взрослого и “крутого” парня с криминальными наклонностями. Именно такую песню дали выучить второклассникам.

Вновь, как только всплыла тема «отцов и детей», разгорелись в социальной сети бурные обсуждения. Мнения разделились на два противоположных лагеря. Первое: взрослые – слишком “древние” и скучные, и вообще они сами в детстве слушали небезобидную попсу (Mr.Credo “Медляк”) и «Красную плесень», и ничего, выросли порядочными людьми. Второе: такие песни ещё как способны повлиять на развитие ребёнка и ни в коем случае не стоит недооценивать влияние культуры.

Комментариев и споров на эту тему под постом масса, “жарких” и эмоциональных. Приведём некоторые из них.

“Это просто песня, которая сейчас на волне популярности. Вряд ли второклассники вообще осознают ее смысл. В любом случае, они, спев или услышав это, не побегут устраивать никакие разборки. Воспитание зависит не от песен”.

“Вы не правы! Как раз литература и песни тоже воспитывают, они же вникают в содержание песни, как говорится, “наматывают на ус”. Для учеников начальной школы – очень даже рановато петь такие песни!”

“А что, родители нынче разучились узнавать, что слушают их дети? Может это обязанность родителей рассказывать ребёнку, почему лабуда – это лабуда? Мы же не в вакуум сажаем ребёнка и подпускаем сначала родителей, а потом аудиоколонку”.

“Все детство слушали “Красную плесень”, попсу разную. И никто маргиналом и отбросом общества не стал”.

“Пропаганда криминализации, класс”.

“И что??? Что они должны петь? Про пионерию? Зеленоглазое такси? Оставьте в покое детей, у них свои интересы, и да – ОНИ НЕ Вы!”

“С таких вроде безобидных песен и начинается мировоззрение в целом, так что зря… действительно есть ведь другие песни”.

“Вау, какая жаркая дискуссия пошла! Дорогие друзья, тот ужас, о котором идет речь, несется к вам в уши дома (на муз. каналах), в машине (по радиоволнам), с экрана монитора (в соцсетях, тик-токах и др.). Видимо, в силу взрослости и жизненного опыта, вы можете фильтровать эту “хрень”, не пуская в мозг, а вашим детям эти же источники просто вбивают в мозг подобное. Выше была правильная реплика, прислушайтесь и присмотритесь к тому, что смотрит и слушает ваш ребенок. Песни про Чебурашку? В лагере? Да вы смеётесь! И если это вдруг случится, и вечером на ваш вопрос “Интересно сегодня было в лагере?”, он вам ответит “Нет, какие-то дурацкие песни пели”, и вы же будете писать сюда же, какой плохой лагерь”. 

Кто же всё-таки здесь не прав? Это взрослые слишком занудные и разводят панику на пустом месте? Или молодые слишком беспечны и считают нормой откровенный «треш»?

Здесь без мнения специалиста, само собой, не разберёшься. Какой полноценный спор без фактов? Ситуацию прокомментировала психолог Алина Чинючина:

“В подобных песнях самих по себе не было бы ничего страшного, если бы они распространялись детьми в своей среде, от одного к другому. Детский фольклор – вещь вечная; он был, есть и будет, дети пели подобные песни и продолжают это делать. Возможно, многие взрослые и сами помнят, что пели, когда были маленькими, явно не романсы.
Гораздо хуже, что такие песни даются в школе. Взрослыми. Судя по тому, что отряд поет их на смотре (конкурсе?), вожатым или воспитателем.
У второклассников – младших школьников – в силу возраста авторитет взрослого очень высок. То, что говорит учитель, вожатый, воспитатель, для многих – образец для подражания, едва ли не истина в последней инстанции. И если «МарьИванна» дает такой вот «образец песенного творчества», то они воспринимают его как правильный, хороший, нужный, усваивают это. Нравственные понятия, нормы морали, вкус, наконец, – литературный, музыкальный – не возникают на пустом месте, не выдаются готовыми с рождения. Они формируются. В первую очередь, таким вот способом: взрослый показывает ребенку, как надо, правильно и верно, ребенок усваивает это, потом с помощью взрослого учится делать, потом делает самостоятельно. То есть мы таким образом даем детям образцы того, как надо поступать, думать, жить, прививаем вкус к… чему угодно (в данном случае, музыке и литературе). Подобные песни у нас теперь считаются образцом? У нас не осталось действительно качественных детских песен? С точки зрения хотя бы стихосложения – это вот хорошие стихи? Не думаю, что те же учителя литературы (молчу про литературоведов и поэтов-песенников) с этим согласятся.
Разумеется, прошли времена, когда отряды хором пели «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди». Но неужели у нас не осталось ничего другого? Речь ведь идет не об идеологических песнях, а об обыкновенных детских.
Не нужно бояться такого творчества. Нужно просто показать детям, что есть и другое. Разное. Мы знакомим ребенка с разнообразными направлениями и стилями в искусстве, говорим ему: смотри, есть Пушкин, есть Окуджава, есть криминальные стихи, есть авторская песня, есть много чего еще. А он, вырастая, выбирает, что ему больше по душе; выберет блатной шансон – его право. Но для этого у него должна быть возможность выбора. В семьях даются одни образцы, в школах – другие, на улицах и в соцсетях – третьи. Сомневаюсь, что в соцсетях дети распространяют песни на стихи, скажем, Вознесенского, Дербенева или Ахмадулиной, или Пушкина, или Высоцкого – значит, пусть это сделает школа.
Насколько я знаю, в школах есть сейчас направление, именуемое морально-нравственным воспитанием. И это не только классные часы. Как раз на классных часах, если они проводятся «для галочки», дети усваивают очень мало (вспомним себя, когда нам твердили о том же Ленине, партии и пр – много мы слушали?). Но смотры и соревнования между отрядами – тоже часть воспитательной работы. Да даже и не общешкольные или отрядные мероприятия, а личный пример воспитателя (полагаю, в этом случае вожатого) – он тоже воспитывает. И эти второклассники получат представление о том, что такое любовь, с которым пойдут дальше по жизни, на основе такой песни.
Дело в том, что каждому возрасту – свое время и свое знание. Второй класс – слишком маленькие, по моему мнению, для таких песен. В силу опять же возраста они еще не до конца знают, что такое любовь (не надо про акселерацию современных детей, процессы созревания организма от эпохи зависят мало). Для них гораздо уместнее были бы иные песни, стихи, книги. Человечеством накоплен большой багаж детской поэзии и музыки, выбрать есть из чего. И если мы взглянем на него, то увидим, что в детских песнях почти нет подобного содержания.
Мне кажется, школьным вожатым (а я полагаю, эта песня – инициатива вожатой, а не учителя) стоит немного ответственнее и внимательнее относиться к своей работе. Понимать уровень ответственности: их руках, если выражаться пафосно, детские души. А если просто – они становятся теперь примером для своих малышей. Да, большинство вожатых – сами еще во многом дети. Но… это же не оправдание.
В комментариях многие говорят: воспитывают родители, а не школа. Да, в основном – родители. Но в школе ребенок проводит половину своего времени, а кто-то и больше. К тому же, для младших школьников вожатый или воспитатель, который сумел установить с ними неформальный контакт, часто становится более весомым и авторитетным, чем родители. И тоже воспитывает, в первую очередь, примером.
Возможно, я слишком резка в комментарии. Но у меня смешивается и отстраненно-профессиональное отношение к этому, и человеческое – я тоже мать. И мне бы не хотелось, чтобы мой ребенок, когда был второклассником, принес домой такой вот пример.
Однако хочу сказать еще вот про какой момент. Мы сейчас осудим школу, и это проще всего. Но дело ведь не только в ней. Современная школа не в инкубаторе завелась; учителя, вожатые, воспитатели, в ней работающие, не пришли к нам откуда-то из другого мира, они – часть нашего. Они – по сути мы с вами.
Школа – всего лишь срез общества. В этом смысле очень показательны комментарии к посту: в них половина искренне считают, что «все нормально, а что тут такого». То, что подобные песни выдаются за образец нашим детям – наша «заслуга». Это показатель массовой культуры. Показатель уровня развития нас с вами.
И, между прочим, не секрет ни для кого, что сейчас учителя не могут что-то сделать не только потому, что не хотят. Часто они просто не имеют права. Стоит им что-то запретить ребенку, в любой момент могут вмешаться разгневанные родители: «А по какому это праву вы запрещаете что-то моей деточке? Вы – всего лишь оказываете образовательную услугу» – и имеется в виду «вы тут никто». И любая администрация – от школьной до управления образования, поступи туда подобного рода сигнал – будет не на стороне учителя. Вкус, нравственность прививаются в школе, да – но и в семье.
Мы ждем от учителей, что они будут объяснять нашим детям про Пушкина и «что такое хорошо». А сами мы что-то делаем для этого?”.

Exit mobile version