|    1$: 66.7044 1€: 75.2492
Магнитогорск
C
» » Мелодия души. Юбилей отметила педагог музыкальной школы №3 Лариса Савина

Мелодия души. Юбилей отметила педагог музыкальной школы №3 Лариса Савина


    Фото: Илья МОСКОВЕЦ

Лариса Ивановна – преподаватель в своем роде уникальный, она учит юных музыкантов основам композиторского искусства. Ее предмет называется «Жанровая импровизация и сочинение» – в третьей музыкальной это «предмет по выбору», однако обучаться на курсе хотят многие. Большинство ребят, осваивающих музыкальное сочинительство, – лауреаты престижных музыкальных конкурсов. А у тех, кто почувствует к этому делу призвание, в дальнейшем есть шанс поступить на отделение композиции в консерваторию.
 

Откуда берутся новаторы

Композиторские способности Ларисы Савиной дали о себе знать еще в раннем детстве. В три года она потребовала у отца рояль. Инструмент вскоре появился, правда, сначала игрушечный, привезенный из Москвы. Он не умолкал – маленькая пианистка без устали подбирала на слух понравившиеся мелодии. А в пять лет воспитатели детского сада уже отпускали Ларису на время тихого часа в Дом музыки на занятия. Учеба давалась легко, в итоге в Уральскую государственную консерваторию она поступила без экзаменов.

Преподавать в детскую музыкальную школу №3 Лариса Ивановна пришла 35 лет назад, сначала работала в филиале в поселке Железнодорожников. Помимо учебных будней то время вспоминается и нескучной «внеклассной» музыкальной работой – веселыми праздниками, к которым сочинялись музыкальные эпиграммы, карикатуры на преподавателей, частушки, – быть может, именно там зарождалась новая методика преподавательской работы Ларисы Савиной... Когда филиал ДМШ №3 получил статус самостоятельного учебного заведения (сейчас это школа искусств №7), Ларисе Ивановне предлагали возглавить коллектив. Но она отказалась.

Немало добрых воспоминаний связано и с работой в школе №14 с эстетическим уклоном, где Лариса Савина преподавала музыкальную литературу, сольфеджио, сочиняла вместе с ребятами песни, которые исполняла потом хоровая студия. Управлению вокальным коллективом Лариса Ивановна училась у прекрасного хоровика Натальи Шеремет.

Потом Ларису Савину назначили завучем. Но, видно, не к тому стремилась ее душа – отработав на административной должности несколько лет, она ушла по собственному желанию и вернулась в третью музыкальную. Потом Савину звали главным специалистом в управление культуры, и вновь она отказалась, потому что хотела и дальше работать с детьми.

Тайна рождения мелодии

К тому времени Лариса Ивановна уже имела немалый новаторский опыт в преподавании. Разработанная ею методика «Подбор аккомпанемента, элементы сочинения и импровизации в предмете сольфеджио» помогала детям творчески применять на практике теоретические знания – инструмент они стали осваивать сквозь призму композиторского опыта, что самым благотворным образом сказывалось на исполнительском мастерстве. На занятиях Лариса Савина демонстрировала процесс создания музыки, вовлекая в него учеников, получавших новые знания в самостоятельном поиске, выстраивая алгоритм сочинения, осваивая логику композиторского мышления и технологию создания музыкального произведения.

Лариса Савина делилась опытом с коллегами: проводила мастер-классы и открытые уроки, где показывала этапы работы над песней, начало которой – слушание ритма стиха, воплощаемого потом в мелодию. Вскоре директор третьей музыкальной школы Наталья Ходова предложила, основываясь на этом опыте и разработанной методике, ввести в вариативную часть учебного плана предмет «Жанровая импровизация и сочинение».

А профессор Магнитогорской государственной консерватории Людмила Куприянова, курирующая детские музыкальные школы Магнитогорска, порекомендовала Ларисе Ивановне сформировать полноценный учебно-методический комплекс. В сентябре 2015 года он был представлен на зональный конкурс учебно-методических работ преподавателей и завоевал «Гран-при».

– Это стройная педагогическая система, новый взгляд на предмет сольфеджио, – поясняет Лариса Савина. – Учебно-методический комплекс содержит и теорию, и методику композиторского труда, описывающую творческую сторону процесса. Пользуясь им, педагог-музыкант сможет успешно работать с детьми любого уровня дарования.

Вдохновение – в детях

И сомневаться в этом не приходится, ведь ученики Ларисы Ивановны успешно участвуют в зональных состязаниях творческого музицирования. Все они – лауреаты конкурсов по композиции, в том числе международного – «Космической симфонии», проходившей в 2012 году в Магнитогорске.

Много лет преподаватель Лариса Савина размышляет над вопросом: почему дети вдохновляют ее на создание музыки? По велению собственной души за многие годы она написала не больше десятка песен – все они, в основном, были результатом душевных потрясений автора.

– Но когда приходят дети, каждый – со своим характером, оригинальными идеями, вместе с ними приходит и вдохновение – и в симбиозе, в сотворчестве рождаются порой чудные вещи. Иногда мелодия появляется из словесной идеи, описания, – говорит Лариса Ивановна.

Рождается тема, мелодия, а потом аккомпанемент. Произведение «подрабатывает» с ребятами и педагог по специальности, и в итоге чудесная музыка звучит в качественном художественном исполнении.

Ребенку интересен процесс создания музыки, когда он ему понятен – тогда творческий отклик можно получить от каждого маленького музыканта. Есть и самородки, приносившие готовые произведения, – Дарья Дерюга, Юлия Бурханова, Анастасия Конищева.

Все самое лучшее, что родилось на уроках за последние восемь лет, Лариса Ивановна бережно сохранила, оформила и издала в нескольких экземплярах в виде сборника. Каждая из его прекрасных мелодий – безусловный хит. Например, над наложением звука двух синтезаторов для сложной «Босановы» работали с ребятами около полугода – дело это тонкое. Есть берущая за душу песня «Родина» Анны Владимирцевой и Анастасии Копельмяновой, которую девочки и их педагог всегда поют со слезами на глазах.

Многие песни, написанные юными магнитогорскими музыкантами, исполняет вокальный ансамбль «Эго» школы №14 – под руководством Ларисы Савиной он не раз становился лауреатом конкурса «Души исполненный полет», а с песней о Магнитогорске завоевал звание лауреата областного конкурса «Будущее России».

Вне всяких сомнений, эти чудные джазовые пьесы для фортепиано, синтезатора и различных инструментальных дуэтов и трио и лирические песни достойны того, чтобы их услышал мир. Но у скромного преподавателя музыкальной школы и его талантливых учеников, увы, пока нет своего продюсера…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *