|    1$: 63.9794 1€: 71.6377
Магнитогорск
C

Как учить по-русски. «Они доброжелательны, улыбчивы, открыты…»


    Фото: архив Людмилы ГУСЕВОЙ

Даже в далёкой Бразилии наша система обучения пользуется большим спросом. 

Бразильские дети делают из цветной бумаги цветы, рисуют дома и лепят из пластилина почти таких же зайчиков, как и наши малыши.

В этом убедилась кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Института педагогики, психологии и социальной работы МГТУ Людмила Гусева во время очередной поездки за океан в научно-педагогических целях.

Чтобы попасть в солнечную Бразилию и пересечь экватор, ей пришлось лететь в общей сложности на четырех самолетах. С собой педагог прихватила около двенадцати килограммов учебной и научной литературы в подарок, а также сувениры-матрешки с надписью «Магнитогорск». Основными задачами поездки в Федеральный университет города Уберландия (UFU) штата Минас-Жерайс было подписание договора о международном сотрудничестве университетов и участие в 3-й Международной конференции «Развивающее обучение: жизнь, идеи и труды российских ученых» (с 9 по 11 мая). Людмила Григорьевна также провела несколько семинаров для студентов и преподавателей университета, в свободное от семинаров и конференции время посетила школы и детские сады и даже сумела посмотреть олимпийский огонь, который бегуны проносили по городу в преддверии летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро.

Бразилию Людмила Гусева посетила уже в третий раз – первая поездка в город Крисиума состоялась в 2010 году. Между магнитогорским МГТУ и бразильским Университетом Южной Санта-Катарины (UNESC) был подписан договор по обмену студентами и сотрудничеству с преподавателями.

2015 году в рамках этого договора магнитогорский педагог повезла студентов программы бакалавриата из Института педагогики, психологии и социальной работы в UNESC. Две девушки обучались здесь с марта по июнь, и еще две – с августа по декабрь 2015 года. Одна студентка сейчас осваивает программу магистратуры. Были налажены связи с одним из ведущих бразильских университетов – Федеральным университетом штата Санта-Катарина (UFSC) в городе Флорианополис. По результатам сотрудничества публикуются статьи преподавателей МГТУ в соавторстве с бразильскими учеными.

Участию в международной конференции в этом году предшествовала двухгодичная научная переписка Людмилы Гусевой с профессором университета UFU Роберто Пуэнтес. Дело в том, что бразильцы, несмотря на элементы американизации, с огромным интересом относятся к достижениям советского и российского образования. В частности, они изучают системы развивающего обучения, которые были разработаны нашими учеными Леонидом Занковым, Даниилом Элькониным, Василием Давыдовым на основе идей Льва Выготского о ведущей роли обучения в развитии ребенка и положения о зоне ближайшего развития. Людмила Гусева сама работала по системе Занкова и посвятила немало своих статей этой теме.

– Интерес к трудам выдающихся педагогов и психологов России проявили все участники международной конференции – из Бразилии, Кубы, Аргентины, Канады, Украины, Польши, – рассказывает Людмила Гусева. – Мне была предоставлена честь открыть работу первым докладом «Система образования в России». Конференция начиналась в девять утра и заканчивалась в девять вечера. В перерывах мы много общались с коллегами, обменивались адресами, фотографировались и, конечно, пили бразильский кофе. С большим интересом посмотрели бразильские преподаватели и студенты видеоролики о нашем городе и МГТУ, которые я привезла из Магнитогорска. Я провела несколько семинаров по психолого-педагогической системе Леонида Занкова, с которой давно знакомы в разных странах мира. Например, в Норвегии два учителя 10 лет в качестве эксперимента вели математику в начальной школе по учебнику Ирен Аргинской, переведенному на норвежский язык, и эта школа стала лучшей в Норвегии по математической подготовке. С 2014 года в стране успешно идет обучение младших школьников по этому учебнику. В Японии, Китае, Молдавии, Казахстане и многих других странах есть начальные школы, которые работают по системе Занкова. Большой интерес вызвала эта система и в Бразилии.

На занятиях со школьниками и студентами Людмила Гусева использовала много приемов из занковской психолого-педагогической системы развивающего обучения, в частности, из урока «Окружающий мир». Для эксперимента на каждый столик ставили два стакана: один наполняли водой, другой – молоком. Сначала слушателям надо было обозначить общим словом их содержимое. Да, это жидкость. Что мы знаем о воде? Где ее встречаем? Все, что отвечали ученики, преподаватель записывала на доску: место нахождения, цвет, запах, температура. Как доказать, что вода, в отличие от молока, прозрачная? Обучаемые бросали в стакан заранее приготовленные камушки, затеняли сзади его открыткой. К выводам приходили опытным путем. Следующей темой для эксперимента было определение диагонали прямоугольника. Школьники или студенты, ведомые учителем, приходили в конце концов к требуемым ответам. Таким способом школьники лучше усваивали математические понятия. Огромный интерес вызывали также задания с геометрическими фигурами.

Побывав в бразильских школах и садиках, магнитогорский педагог заметила огромную разницу между государственными и частными образовательными учреждениями. Хотя в государственных школах обеды бесплатные, условия обучения в частных структурах оказались лучше. Не все бразильцы могут себе позволить отвести ребенка в частный детский сад – здесь родителям надо заплатить 600 реалов за месячное содержание плюс 150 реалов на питание, в то время как зарплата у многих бразильцев составляет 2-4 тысячи реалов. Но выглядит такое заведение довольно достойно, начиная с внешнего вида самих воспитателей, которые в течение недели меняют пять полагающихся им для работы футболок. Большое внимание в садиках уделяют наглядности занятий. С помощью оригинальных прицепок дети вывешивают на веревочках или сетках все, что они сделали за этот день: рисунки, поделки, аппликации. В частных школах за каждым классом закреплено одно помещение, надо ли говорить, что оно содержится в идеальном порядке. По общим же принципам построения образовательная система в Бразилии похожа на нашу – после окончания одиннадцатого класса желающим открывается дорога в высшие учебные заведения.

– Бразильцы очень доброжелательны, улыбчивы, открыты. Они хорошо воспринимают шутки, поэтому в своих беседах я старалась привести какие-то веселые случаи или примеры, – делится впечатлениями от общения с жителями жаркой южноамериканской страны Людмила Гусева. – Сам город Уберландия, расположенный в штате Минас-Жерайс, был основан в 1888 году золотоискателями. Когда золотая лихорадка закончилась, местные власти сделали акцент на животноводство, производство кофе и сладостей, среди которых наибольшим спросом пользуются карамельки, цукаты и сгущенка. В благодарность за одно из своих выступлений я получила в подарок такой сладкий сувенир.
Как учить по-русски. «Они доброжелательны, улыбчивы, открыты…»
Одним из главных итогов поездки магнитогорского педагога в Бразилию стало подписание ректором Федерального университета Уберландии договора с МГТУ по обмену студентами и сотрудничестве между преподавателями. В сентябре в МГТУ планируют провести четырехдневный «Русско-бразильский семинар», на который должны приехать исследовательские группы профессоров Роберто Пуэнтес и Андреи Лонгарези. Идею его проведения поддержали проректор по международной деятельности МГТУ Алексей Корчунов и начальник управления по международной деятельности Наталья Костина. Кроме того, одна из студенток бразильского университета готова приехать на обучение в наш вуз.

Желающих пополнить свои знания в Магнитогорске было бы больше, если бы не экономический кризис в Бразилии и большие расходы на дорогу. Еще одна трудность – португальский язык, на котором учатся бразильские студенты, но здесь на помощь может прийти международный английский. Кстати, на английском пишет статьи и сама Людмила Гусева. Перед конференцией она подготовила к печати обзор педагогической деятельности Константина Ушинского, который войдет в книгу, изданную по результатам III Международной конференции по развивающему обучению в Уберландии.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *