|    1$: 66.2022 1€: 74.8151
Магнитогорск
C
» » «Думайте по-другому!» Александр Филиппенко рассказывал о роли истории в личности

«Думайте по-другому!» Александр Филиппенко рассказывал о роли истории в личности


    Фото: Илья МОСКОВЕЦ

Творческая встреча с народным артистом России прошла в рамках областного фестиваля «Сцена-2016» в Магнитогорской консерватории. 

Александра Георгиевича сегодня уже можно назвать человеком-эпохой, ведь он из истинных «шестидесятников», героев памятной старшему поколению «оттепели». То время встало перед взорами зрителей в полный рост благодаря потрясающему дару рассказчика Александра Филиппенко.

Рассказ Александра Георгиевича «о времени и о себе», начатый с XX съезда партии, где был осужден культ личности Сталина, и фестиваля молодежи и студентов, породившего стиляг конца 1950-х, красочно иллюстрировали литературные и музыкальные символы эпохи. Например, знакомство с ее культовой фигурой – саксофонистом Алексеем Козловым (это знаменитый «Козел на саксе», упомянутый артистом в передаче «Вокруг смеха») когда-то поспособствовало тому, что джаз навсегда стал «стилистикой жизни» (в соответствии с определением Сергея Довлатова) блестящего импровизатора Александра Филиппенко. Эта музыка неизменно звучит в его моноспектаклях.

Картину времени «дорисовали» Василий Аксенов, Сергей Довлатов, Иосиф Бродский, Юрий Левитанский, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, а также стихи, что звучали в исполнении Филиппенко в начале 1960-х со сцены Клуба веселых и находчивых, ведь Александр Георгиевич – из тех, кто стоял у истоков движения. Он был участником студенческой команды Московского физико-технического института, где учился на факультете молекулярной и химической физики.
«Думайте по-другому!» Александр Филиппенко рассказывал о роли истории в личности
Команда физтеха еще в 1962 году стала чемпионом клуба в поединке со студентами-медиками, а в 1963 году одержала победу и в первой междугородной встрече с Киевским институтом инженеров гражданской авиации. Именно с того турнира началась трансформация КВН в постановочное костюмированное шоу, вспоминает Александр Филиппенко.

А еще тогда «физтехи» в качестве домашнего задания предложили проект «студенческого городка на Луне»: молодые физики знали, что «на Луне все предметы в шесть раз легче и их в шесть раз легче сдавать». Эта изящная шутка показалась абстрактной председателю жюри, ну а слово «абстрактный» после посещения Никитой Хрущевым выставки художников-авангардистов долго было ругательным. В результате команда МФТИ проиграла одно очко киевлянам, представившим вполне тривиальный земной студгородок… Это потом мы стали отсчитывать век КВН с Гусмана и Маслякова, а по факту он начался раньше.

Затем в жизни Александра Филиппенко появился студенческий театр – эстрадная студия МГУ «Наш дом», где выступали также Григорий Горин, Семен Фарада, Эдуард Успенский и другие не менее легендарные личности. Студию «прикрыли» после трагического окончания «Пражской весны» в 1968 году. «Там тоже все начиналось со студенческого театра», – решили власти.
Тогда Филиппенко стал актером Театра на Таганке – «лучшего в мире театра, со сцены которого можно было что-то сказать», окончил театральное училище имени Щукина. Потом был театр имени Вахтангова, где Александр Георгиевич служил двадцать лет, и другие театры, более сотни ролей в кино.
«Думайте по-другому!» Александр Филиппенко рассказывал о роли истории в личности
Но еще в начале 1970-х на вопрос «Как жизнь?» поколение, к которому принадлежит Александр Филиппенко, могло бы ответить: «А ее нет!» Начинался застой, и единственным спасением стал юмор, которым Александр Георгиевич, неподражаемый острохарактерный актер, живет по сей день. Разумеется, юмор этот не имеет ничего общего с захлестнувшей нас волной стендапа. А потому большой артист безвозвратно уходящей эпохи Александр Филиппенко, которому небезразлично, с кем быть на сцене, выступает сегодня, как он выражается, «моно», а в его афише фигурируют Зощенко, Довлатов и другие ныне не часто звучащие со сцены авторы.

«Потому что в этой драме, будь ты шут или король, дважды роли не играют, только раз играют роль. И над собственною ролью плачу я и хохочу, по возможности достойно доиграть свое хочу – ведь не мелкою монетой, жизнью собственной плачу…» – лучше, чем строками Юрия Левитанского, и не объяснишь эту позицию... А главным заветом Александра Филиппенко молодому поколению, которое представляли на встрече студенты Магнитогорской консерватории, была фраза «Думайте по-другому!», звучавшая еще из уст преподавателей физтеха 1960-х.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *