|    1$: 64.3352 1€: 72.2291
Магнитогорск
C

Среднеуральский: белые пятна, чёрные дыры… Из истории исчезнувшего поселка


    Фото: архив Дмитрия Левко

Работа магнитогорского краеведа Дмитрия Левко посвящена истории поселка Среднеуральского, одного из «предшественников» нашего города, существовавшего на нынешней территории Магнитогорского металлургического комбината.

 

О ЕДЕ И УРДЕ

В старину правобережные земли принадлежали казакам станицы Магнитной. Они строго следили за тем, чтобы не вытаптывали луга. И горе тому, кто попадался объездчику за сбором ягод в лугах. Жители Чесноковки заготавливали много сушеной клубники. Варенья варили мало, так как не было сахара. Также собирали вишню, черемуху и калину. Грибы собирали в районе нынешних Березок – это был единственный большой березовый колок возле поселения. Ездили туда на лошадях. Грибы солили в бочках - было много луговых опят и шампиньонов.

В то время селяне производили почти все необходимое. Ближе к Уралу, во влажных низинах, сажали морковь, свеклу и капусту. Если капусту сажали рядом с домом, ее пожирал капустный червь, а возле Урала – нет. Место это располагалось у заливов за паровой мельницей. Там было множество крытых колодцев и колодцев-журавлей, представлявших собой неглубокие деревянные срубы. За домами, в сторону Башика, располагались обширные огороды, где сажали картофель, горох и табак, сеяли лен и коноплю.

Хозяйство моего прапрадеда располагалась особняком в самой северной части Чесноковки, на небольшом отдалении от паровой мельницы. Рядом с личной кузней стояла плетеная мазанка-маслобойка. Ее обслуживали при помощи лошади, которая вращала на оси колесо, приводившее в движение жернов внутри маслобойки.

Среднеуральский: белые пятна, чёрные дыры… Из истории исчезнувшего поселка

Все мои бабушки вспоминали, как дед угощал их жмыхом льняного и конопляного семени, похожим на халву. С таким жмыхом делали пирожки, назывались они «пирожки с урдой». Жмыха было так много, что из него делали лепешки и скармливали скотине.

Вот как выглядело действо отжима масла: «В центре маслобойки большой круг-жернов. На нем отжимали льняное и посконное (конопляное) масло. На круге-жернове при помощи впряженной в колесо лошади разминали семена. Потом ссыпали в железный барабан. В это время непрерывно топилась печь. Зерно обжаренное, горячее засыпали и крутили ручку барабана, пока не пойдет пар, после чего становилось ясно, что пора перекрученную массу перемещать в полог под груз, чтобы затем полученное масло слить в деревянные бочки».

ЛЁН, КОНОПЛЯ И АРБУЗЫ ДЛЯ ОРЕНБУРГА

В те времена крестьяне сами себя обували и одевали. Фабричную одежду и обувь позволяли себе далеко не все. Выделывали коноплю и лен, получая олифу, масло, ткань. Изо льна изготавливали ткань для нательного белья, из конопли – мешковину. Стебли конопли собирали в снопы, делали обмолот зерна, сушили и – на маслобойку.

Оставшуюся кудель везли к болоту, укладывали на жерди, а сверху придавливали камнями и три недели выдерживали в воде. Затем вынимали и на траве расстилали, чтобы высохло. Потом сухую кудель снова укладывали в снопы и развешивали в сарае. А перед Великим постом в ступе мять начинали, далее трепали, потом гребнем чесали, мочили и пряли. Устанавливали станы – кросна. Конопляная ткань – грубая, из нее делали мешки, полога. Полог − как одеяло, в нем везли урожай с полей на телегах пудов по двадцать. Пологов делали по количеству лошадей во дворе. На телегу стелили полог, подворачивая концы, чтобы зерно не рассыпалось.

Среднеуральский: белые пятна, чёрные дыры… Из истории исчезнувшего поселка

За Магнитной горой сеяли пшеницу, рожь, овес и ячмень. На карте 1901 года отмечены большие квадраты полей, которые располагались во влажных логах. Место этих зерновых посевов, в районе теперешнего Малого Куйбаса, называлось Колумбаем. На посевной и уборочной одной лошадью было не управиться, поэтому объединялись по несколько семей и работали совместно. Всю посевную и уборочную люди жили в поле в собственноручно построенных шалашах. Для этого переворачивали рыдван, покрывали его соломой или сеном.

В те времена лета были жаркими, весны ранними. Но бывало и так: в самый разгар посевной вдруг подует холодный ветер, нагонит черные тучи, пойдет снег. Тогда люди сворачивали свои станы и ехали по домам. Трудолюбивые дружные семьи жили зажиточно. Только по большим праздникам давали себе отдых.

Были в Чесноковке и бахчи. Место для них было на пригорке, где позже образовались Ново- и Старосеверный поселки. Сажали арбузы, дыни, тыквы. Мой прапрадед Павел Никитин возил арбузы в Оренбург, где сбывал их на ежегодном арбузном базаре. Чесноковцы также сбывали свой товар в соседней станице Магнитной, где по понедельникам был базар. Там же 8 июня проходила ежегодная ярмарка. Чесноковцы торговали скотом, зерном и картофелем.

И РЫБА, И МЯСО

Держали много скотины и птицы – лошадей, коров, коз, овец, кур, уток и гусей. Близость реки и озер позволяло заводить водоплавающую птицу. В зажиточных семьях было помногу скота, его выгоняли на выпас вплоть до середины 1930-х годов. Тогда дети забирались на высокий фундамент заброшенной церкви, откуда высматривали своих коров в возвращавшемся вечером стаде.

В округе водилось много разной дичи: журавли, дикие утки и гуси. Ночами громко кричала выпь, вечерами перекликалось бесчисленное множество куликов и перепелок. Весной прилетали ласточки и вили гнезда под крышами домов и сараев. Тучи стрижей носились над крутыми берегами Урала.

Белые лилии и желтые купавы сплошным ковром покрывали озера и старицы окрестностей поселка. Вода в них была чистой и прозрачной. В реке и в озерах водились раки, их ловили бреднями, как и рыбу. Кроме щук и линей жировали подус, язь, сом. Особенно много было пескаря. Многие на ночь ставили в водоемы рыболовные снасти − плетеные морды, а наутро доставали их полными рыбы. Мой прапрадед, если замечал большой косяк рыбы, сгонял в воду всю семью с бреднями, после рыбалки в холодной воде все обязательно пропаривались в бане. Рыба была очень важна для Чесноковки – в 1921 году Урал спас жителей поселка от голода.

ТАМ ГДЕ-ТО СТАРАЯ МЕЛЬНИЦА…

Многие старожилы помнят паровую мельницу у пологого берега Урала. В 1897 году богач Гогин построил несколько мельниц на Южном Урале. Его мельница была и в Чесноковке. Со всей огромной округи везли на мельницу зерно. Зимой и осенью возле нее толпились подводы. Приезжали казахи в своих огромных малахаях на верблюдах – к одному верблюду цепляли двое саней, груженных мешками с зерном. Даже на собачьих упряжках приезжали за мукой.

Среднеуральский: белые пятна, чёрные дыры… Из истории исчезнувшего поселка

В этом месте хозяин мельницы построил целый комплекс. Через дорогу поставил большой четырехкомнатный дом с парадным и черным ходами, обнесенный высоким тесовым забором, с коровником и конюшнями, сеновалом и огромным складом. У хозяина были рабочие и выездные лошади, скот. К югу от хозяйского дома − заезжий двор, к северу – контора, затем – кузница. От северной стены кузницы и от южной стены заезжего дома на восток был большой двор для помольцев. Забор двора выложен из плиточного камня. Сбоку винная лавка: на полках стояли бутылки водки – от стограммовых до трехлитровых «четвертей».

Паровая мельница изначально была деревянной и работала на дровах. Зерно мололи на два сорта: простой размол и крупчатку. После уборки урожая и до самой посевной на мельнице постоянно было много помола. Не хватало места на постоялом дворе, и люди вынуждены были устраиваться на постой к местным жителям.

Между мельницей и церковью, вдоль берега Урала, росли вековые тополя. Здесь еще со времен первопоселенцев было любимое место народных гуляний. Жители Чесноковки собирались по праздникам с гитарами, балалайками и гармошками. Пели песни и устраивали пляски. Пили в меру. Пьяных драк не устраивали и лицом в грязь не падали.

В августе 1914 года многих жителей поселка призвали в действующую армию на поля сражений Первой мировой войны. Мужиков-работяг осталось совсем мало. Все тяготы крестьянской жизни свалились на плечи женщин, подростков и стариков. В поселок стали приходить похоронки на убитых, до Чесноковки с трудом добирались искалеченные и раненые воины.

НОВАЯ ВЛАСТЬ И СТАРЫЙ УКЛАД

В 1920-х годах Ново-Чесноковский поселок переименовали в Среднеуральск. В нем насчитывалось около 300 домов, было свое почтовое отделение. Название Среднеуральск было дано из-за соответствующего географического положения: в верховьях реки Урал был Верхнеуральск, а в низовьях – Уральск.

Среднеуральский: белые пятна, чёрные дыры… Из истории исчезнувшего поселка

После начала строительства цехов комбината поселок попал в число неблагонадежных и «заброшенных». При этом степень отсталости культурной и общественной жизни поселка выражалась в сохранении старых семейных традиций и праздников, в том числе Рождества. В советском городе передовых идей этот факт считали парадоксальным, и именно с ним связывали репутацию Среднеуральска как места темного в прямом и переносном смысле.

Моя прабабушка Леля гадала по игле, на воске и ртути, отливала воском, отшептывала молитвами и заговорами больных. Ее дочь, моя бабушка, Левко Мария Ивановна, гадала с подругами на суженого – крутилась с кадкой на голове и кидала валенок через плечо. Испокон веков в поселке не было не только больницы, но даже врача. Лечили знахари, роды принимали бабки-повитухи. Тяжелобольных возили в Верхнеуральск и станицу Магнитную. Лишь в начале 1930-х годов в Среднеуральске был открыт здравпункт. Днем и ночью в нем принимал врач-универсал – фельдшер Илья Никитович Выгодчиков.

В борьбе с темным прошлым не особо помогала коммунистическая пропаганда в школе. Хотя школа в поселке была еще до революции, так называемая «соединенная». Она была начальной, и лишь зажиточные люди могли позволить себе отдать своих детей для продолжения учебы в Верхнеуральскую школу. В 1930 году в связи с увеличением потока приезжих школу разместили в доме раскулаченного Романа Смолякова. Поселковая школа №2 располагалась недалеко от мельницы, в рубленом доме с большими окнами. Всего в южной части поселка было две школы.


Окончание следует. Начало: 1 часть и 2 часть.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *