Сегоднявековье. Пламя Аркаима возвратило участников в историю на один день

Магнитогорск-Брединский район. Пока Аркаим готовится встретить сотни россиян на дне летнего солнцестояния, пока полицейские разбирают дежурства, мы расскажем, как прошел фестиваль Пламя Аркама в заповеднике – пожалуй, одно из самых увлекательных событий лета.

На территории заповедника Аркаим состоялся II фестиваль исторической реконструкции «Пламя Аркаима», главная цель которого – показать тысячелетнюю историю уральской степи.

Инициаторы проведения мероприятия – администрация заповедника «Аркаим» и челябинский Центр исторических проектов «Археос», созданный коллективом профессиональных историков, археологов и деятелей движения. Здесь собрались не только профессионалы, но и просто люди, интересующиеся практической историей, со всей Челябинской области и из различных городов России.

«В этом году расширилась география фестиваля – участники из Москвы, Самары, Владимира, Пензы, – рассказывает научный сотрудник ЮУрГУ руководитель центра “Археос” Иван Семьян. – Многие из них привезли уникальные мастер-классы. Как правило, на исторических фестивалях разрабатываются такие мейнстримовые темы, как рыцари, викинги, наполеоновские войны, у нас же в первую очередь задача – показать местные культуры, историю Южного Урала в динамике. Впервые на территории фестиваля появилась локация раннего железного века, ираноязычные кочевники-скифы, расширились локации каменного и бронзового веков».

 

Колесница оказалась универсальным атрибутом для фотоссесий

Задача «Пламени Аркаима» – популяризация местной, краевой истории, от каменного века до нынешних времен. Он предоставляет участникам и зрителям возможность не только увидеть на практике различные эпохи, которые проносились под огромным небом степи, боевые и бытовые сцены из жизни предков, но и попробовать прикоснуться к истории, своими руками повторить то, что делали люди древности.

Швейцарский нож из палеолита

Возможность принять участие и своими руками сделать древнюю вещь или хотя бы посмотреть, как ее делают, – одна из «фишек» фестиваля. У реконструкции жилищ каменного века директор миасского краеведческого музея Дмитрий Кисленко и его самарский коллега, один из лучших реконструкторов каменного века, кандидат исторических наук Игорь Горащук обучают всех желающих изготовлению каменных орудий труда. Наиболее подходящий для этого клинистый известняк Игорь Владиславович привез специально из Самары: кремень, который можно найти на Урале, более труден в обработке. С помощью отбойника-нуклеуса из оленьего рога будущему инструменту придают форму, обкалывая камень до острого края. Игорь Горащук говорит, что форма такого универсального «швейцарского ножа из палеолита», которым можно было рубить, тесать, копать, выделывать шкуры, стандартна практически на любом континенте.

 

Кандидат исторических наук Игорь Горащук показывает, как изготавливались орудия труда

Действие зрелищное и притягивает к себе немало зрителей и участников, готовых побыть буквально «в шкуре» первобытного человека и из простой каменюги сделать то, что видели в учебниках и музеях. Выглядит достаточно легко, но не у каждого получается.

Рядом, на столах, покрытых шкурами, можно увидеть воспроизведенные историками орудия людей неолита и мезолита: наконечники стрел, рубила, скребки, вкладышевое орудие, где тонкие и острые каменные пластинки вклеивались в костяную рукоять – затупился или потерялся кусочек ножа – легко заменить новым осколком камня. В качестве клея археологи использовали канифольную смесь: ведь воск и канифоль можно было легко достать в любое время.

История и практика

Задача историков – в первую очередь понять, как первобытные люди изготавливали орудия труда, какие инструменты использовали, что этими орудиями делали.

«Есть целая наука – трасология, которая позволяет по следам на орудии определить его предназначение, – поясняет Дмитрий Кисленко. – На краю орудия остается след от того или иного действия – абразивная затерка. И археологи, стремясь узнать, что именно им делали, изготавливают такое же и пробуют на практике. Сделали рубило, пошли рубить дерево. Можно им рубить? Можно! Следы такие? Нет, другие. Сделали следующее орудие, копаем землю, смотрим: не похоже. Делаем еще одно рубило – режем шкуру. Похоже! Значит, таким орудием не землю копали, как мы всегда думали, а шкуры разделывали».  

Оружие получается действительно достаточно универсальным и достаточно острым. Если пойду в поход и забуду дома нож, я теперь знаю, как выкрутиться.

 

Таким получилось орудие

«Только сделав нож, не забудьте убрать за собой,  – смеется Дмитрий Кисленко. – А то потом археологи решат, что нашли стоянку древнего человека».

Дмитрий Кисленко – потомственный историк, его отец, заместитель директора заповедника «Аркаим» Александр Кисленко – поистине уникальный специалист в «живой истории». Своими руками он создал немало объектов на территории нынешнего Аркаима, в том числе – реконструкции жилищ каменного века, возведенных на основе материала раскопок поселения Ботай в Северном Казахстане. На колеснице его авторства, построенной без единого гвоздя по технологиям бронзового века, на основе фрагментов подобных сооружений из могильников южноуральской Страны городов с удовольствием фотографировались практически все гости праздника.

 

На фото справа: Александр Кисленко, автор колесницы

Колесница была создана Александром Михайловичем специально для площадки Аркаима на XIV Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана.

«Такая колесница может развивать скорость до 35 километров в час, – поясняет историк. – Однако пока есть проблема в том, чтобы подобрать лошадей, обучить и запрячь».

Кусочек истории с собой

Своеобразным преломлением истории и современности стала площадка, представленная челябинским военно-патриотическим клубом «Эхо войны». Трое представителей клуба – Марина и Сергей Голубевы и Антон Емашов реконструировали на фестивале советский археологический лагерь, экспедицию 1948 года, которая работала на Замараевском селище Шадринского района под руководством археолога и историка, специалиста по культурам бронзового века Константина Сальникова.

На площадке представлен быт советских археологов: большая брезентовая армейская палатка, фляжки, котелки, кружки, керосинка, радио, и инструменты: нивелир, лопатки, кисточки.

В подготовке своей площадки ребята использовали литературу по истории археологии Южного Урала, рассматривали, как выглядела одежда, быт, инструменты того времени. Как говорит Сергей, втроем, конечно, всю экспедицию не представишь, поэтому на данный момент в лагере один из научных сотрудников – Антон, стенографистка Марина, и он сам – сотрудник НКВД, без которых не обходилось ни одно сколь-нибудь серьезное мероприятие того времени. Китель, фуражка галифе и даже планшет – все предметы одежды на Сергее настоящие, еще с того времени, одежда Марины тоже стилизована под ту эпоху.

 

Голубев демонстрирует антураж советских археологов

Совсем недавно закончилась Великая Отечественная, и военная форма у многих вернувшихся с фронта – единственная одежда, что называется, и в пир, и в мир. Красноармеец Антон Емашов в гимнастерке, галифе и армейских сапогах следит за малышней, которая всерьез решила принять участие в раскопках: саперными лопатками дети вынимают грунт, просеивают через сито и, ура! Экспедиция увенчалась успехом! В руках у мальчугана осколок керамики, который можно увезти домой! Конечно, мы не станем ему рассказывать, что изрядный мешок этих «кусочков истории» накануне реконструкторам выдали аркаимские археологи, и практически все из них – так называемый «новодел», результат экспериментов в гончарной мастерской музея-заповедника.

Тем временем вокруг сидящего у палатки Сергея Голубева развернулась бурная дискуссия: знатоки обсуждают особенности советского и немецкого стрелкового оружия времен Второй мировой. Несколько экземпляров автоматов и винтовок ребята привезли с собой на фестиваль. А с ними документ о проведенной Министерством юстиции экспертизе, показывающей, что оружие является макетом, способным стрелять холостыми патронами. Без нее перевозить оружие нельзя.

Ближе к кухне или к кузне? Что лучше?

На территории лагеря развернулась большая ремесленная улица, где своим мастерством хвастают гости фестиваля. Здесь представлены и реплики старинных мечей, одежды, украшений, изделий из бронзы, дерева, кости, керамики, и вполне современные вещи.

 

Что бы вы купили из этого?

Клуб «Засека» из Пензы занимается «живой историей» уже четверть столетия. Изучали средневековье, XVII век. Увлечение эпохой бронзы у Сергея Синицына возникло совсем недавно, а привело в итоге на Урал, на Аркаим – одно из знаковых в России поселений этого исторического периода. Эпоха бронзы привлекает прежде всего своей нарядностью, яркой декоративностью, обилием сложных, интересных предметов, поэтому хочется это все сделать своими руками, говорит Сергей.

 

Сергей Синицын интересуется эпохой бронзы

Реконструкторы в первую очередь – мастера. На ярмарку «Пламени Аркима» ребята привезли мастер-классы по изготовлению дудочек-пищиков из тростника, деревянных флейт и изделий из кости. Немало их представлено на ярмарочном столе «Засеки», а также стрелы, ножи из бронзы, кости.

 

На ярмарке продавали не только оружие, но и посуду

«Осторожно руками бери, острое!» – предупреждает Сергей особо любопытного мальчишку, схватившегося за костяной нож.

Ребятам из клуба «Ратный век», объединившего Челябинск и Миасс, ближе всего европейское средневековье. На фестиваль они приехали во всеоружии: мечи, щиты, копья, шлема и доспехи. Бойцы клуба – главные участники лучного, копейного и фехтовального турнира. Они без проблем предоставляли каждому желающему возможность помахать настоящим железным мечом, надеть на себя шлем и, конечно же, сфотографироваться.

Они рады показать себя не только в бою, но и в кулинарии. На фестиваль привезли тушу барана, которую зажарили на вертеле по историческим рецептам, предварительно обмазав солью, маслом и специями. В любом походе без еды не обойдешься, а когда к кухне ближе – бойцу приятнее вдвойне.

Из Магнитогорска приехали на фестиваль представители Дворца культуры Железнодорожников. Мастерицы сшили стилизованные костюмы в духе пазырыкской культуры Горного Алтая и учили всех желающих плетению корзин и коробов, правда, не из лозы, а из современного материала – газетных трубочек. К слову, за свои костюмы магнитогорские мастерицы получили особый диплом.

Впервые с древних времен вернулись на Южный Урал скифы. В локации троицкого клуба «Бобровый гон» можно было увидеть прекрасные костюмы и вооружение того времени, посмотреть на мастер-класс по изготовлению стеклянных бус, представленный гостем из московского агентства исторических событий «Институт времени» Яковом Внуковым, и на кузницу, где изготавливались скифские мечи-акенаки.

 

Древняя вещь своими руками

Площадка челябинского клуба юных археологов «Формика» была посвящена бронзовому веку и людям аркаимской эпохи. Они пытались в полевых условиях воспроизвести отливку бронзы, а помогал им Игорь Горащук. Он довольно подробно посвятил гостей фестиваля в тонкости изготовления мини-печей и мехов, форм и отливки изделий. А практикой занималась юный археолог-исследователь Екатерина Иванова.

Группа ребят под ее руководством с усилием раздувает меха, чтобы создать в импровизированной печи температуру в 1200 градусов, при которой происходит плавление бронзы. Отлитый грифон получился не совсем таким, как задумано – неплотно прижатой оказалась створка формы. Будем доводить до ума дома, обещает Екатерина.

Прекрасные девы в костюмах четырехтысячелетней давности учат всех желающих изготавливать муку из пшеницы с помощью жернова и камней. Участники процесса уже через пару минут готовы изобрести мельницу в кратчайшие сроки. Труд весьма тяжелый и чтобы сделать одну лепешку калорий потребуется потратить гораздо больше, чем получить в результате ее поедания. Наверное, поэтому у наших предков не было проблем с лишним весом.

  

Девушки перемалывают муку

Проявить себя в мастерстве лепки из глины и росписи старинных пряников-козулей смогли даже самые маленькие гости «Пламени Аркаима». Также зрители соревновались в скандболе – древнем предке регби, перетягивании каната, метании бревна и других старинных молодецких забавах.

Бей бизона!

Соседняя Башкирия была представлена любителями стрельбы. Из Сибая приехал клуб лучников, а из Учалов – победитель лучного турнира прошлогоднего фестиваля Раис Низаметдинов, который учил стрелять всех желающих. В этом году первенство среди лучников, а также аутентичный монгольский лук достались сибайцу Уралу Кирееву.

Соревновались участники и в метании копья. В качестве мишени – натянутая на деревянный щит мешковина с изображением бизона из Каповой пещеры. Как оказалось, метнуть копье, чтоб оно воткнулось в щит, не так-то просто. Чемпионом тут стал Александр Овсянников из клуба «Ратный век». Этот же клуб завоевал главный приз турнира воинов железного века – меч каролингского типа.

Ну и какой же исторический фестиваль без конкурса костюма? Участники должны были не только рассказать о каждой детали своего костюма, но и обосновать их, назвать источники, откуда была взята информация, а возможно? и описать процесс создания. Здесь серьезное жюри, в составе которого известные историки и доктора наук, лучшим признало реконструкцию облика кочевников-саков, а его автор, Игорь Ращектаев из клуба «Бобровый гон», получил приз  – шерстяную домоткань.

Завершил праздник концерт этнической музыки от группы “Тюргэн Кам”, в выступлении которой игра на музыкальных инструментах сочетается с уникальной техникой горлового пения, и фаер-шоу.

Фестиваль исторической реконструкции «Пламя Аркаима» закончился, но истории нет конца.

«На территории нашего заповедника проходит не только этот фестиваль, – рассказывает Александр Кисленко. – В мае мы провели “Ночь музеев”, впереди традиционный этнографический фестиваль на Ивана Купалу, где выступает до сорока коллективов, и в этом году в планах провести новый фестиваль на Яблочный Спас».
Exit mobile version