Магнитогорск. Музей-квартира имени Ручьева для ее заведующей давно уже второй дом.
На протяжении 15 лет Наталья Григорьевна спешит сюда, чтобы заняться любимым делом, проверить, все ли предметы и стенды выглядят привлекательно для посетителей, провести экскурсии. А потом, в установившейся ненадолго тишине, заняться изучением и систематизированием материалов, которые пополняют фонды Магнитогорского краеведческого музея.
В нынешнем году к 105-летию магнитогорского поэта Наталья Григорьевна сделала новую экспозицию из личных вещей Бориса Ручьева, где есть и портмоне, и записная книжка, и много чего другого. Именно такие предметы, по ее словам, больше всего привлекают внимание школьников.
Саму Наташу в детстве больше всего интересовала музыка. Она хотела играть на фортепиано, поэтому после поступления в музыкальную школу №3 ездила из Ленинского района в левобережный КБО, чтобы там играть на музыкальном инструменте, стоящем в отдельной комнатке. Такая услуга «напрокат» была платной, но в их коммунальной квартире фортепиано бы точно не уместилось.
Известный магнитогорский краевед могла бы стать музыкантом
С красным дипломом в 1978 году Наталья Троицкая окончила музыкальное отделение Магнитогорского педагогического училища и отправилась поступать в Московский педагогический институт имени Ленина. Но не хватило всего полутора баллов, и девушка вернулась в родной город. У нее серьезно заболела мама, и честолюбивые планы пришлось отставить. Уже выйдя замуж, Троицкая окончила заочное отделение Магнитогорского пединститута и возглавила клуб самодеятельной песни во Дворце творчества детей и молодежи.
Вскоре в семье Троицких родился сын Петр, а спустя пять лет – дочка Ульяна. Когда Наталья вышла из декретного отпуска, в кабинете обосновался уже другой музыкальный работник. Краевед Ольга Гакина предложила Троицкой вести кружок литературного краеведения, познакомила с Александром Лозневым, Ниной Кондратковской, Александром Павловым, Риммой Дышаленковой, Николаем Вороновым. Наталья Григорьевна занималась не только с детьми, в каникулярное время она организовала курсы и знакомила с собранным материалом педагогов. Работая с учениками-словесниками, Троицкая поняла, как трудно им найти необходимый материал. Это побудило ее выпустить три методических пособия «О писателях-земляках».
Как экскурсовод Наталья Григорьевна умеет так живо рассказать о жизни и творчестве магнитогорских литераторов, что школьники надолго запоминают посещение музея. Особенно ярко ее педагогические способности проявляются во время походов и выездов со школьниками в другие города. Троицкая часто ездила со школьными группами, основу которых составляли ее кружковцы, в Москву, Ленинград, Киев, Самару, по «Золотому кольцу», была в Чехословакии. Вместе с подопечными сделала «научный вояж» в Подмосковье, отправлялась в Москву и другие города за литературно-краеведческим материалом − встречалась с Владимиром Поповым, Виктором Боковым, Диной Терещенко, Екатериной Козыревой.
Работать в музей-квартиру Ручьева Наталья Григорьевна пришла по предложению директора краеведческого музея Александра Иванова. Краеведение увлекло, в новой работе она увидела для себя много перспектив. Вспоминает, что до нее в музее был собран материал в основном о Борисе Ручьеве и Александре Лозневом. Троицкая расширила диапазон изысканий настолько, что не было забыто ни одно из литературных имен, значимых для Магнитки. Само пространство музея ей хотелось сделать просторнее и светлее.
С новой работой – краеведческой – Наталья Григорьевна справилась
Было приобретено необходимое оборудование, привели помещение в соответствие со всеми требованиями безопасности. Сейчас сюда приятно заходить и на экскурсии, и на литературные встречи, презентации новых произведений магнитогорских авторов. Именно Наталья Троицкая вместе с Валерием Ефимовым инициировала создание книги воспоминаний о Римме Дышаленковой, которая сейчас проходит этап верстки.
Фото личный архив героини