|    1$: 63.9798 1€: 71.7150
Магнитогорск
C

«Они ещё не слышали школьного звонка…» Психолог - о необходимости готовить ребенка к школе заранее


    Фото: Динара ВОРОНЦОВА (архив)

Магнитогорск. Веселая пора беззаботного детства «приготовишек» кончится менее чем через год, и эти малыши переступят школьный порог. О первом сентября подумаем уже сегодня.

 

Как определить, готов ли ребенок грызть гранит науки, как помочь будущему первокласснику подготовиться к школе и что лучше – писать прописи на подготовительных курсах или играть дома, расскажет психолог Алина Чинючина.

Не отнимайте детство

Первый и самый главный вопрос, на который родителям следует дать себе ответ заранее – а стоит ли вообще отдавать ребенка в первый класс? Особенно это актуально, если к началу учебного года ему еще не исполнилось семи лет. Зачастую амбиции взрослых, которым хочется показать, какой у них самостоятельный и развитый сын или дочь, приводят к большим проблемам у первоклашки, а порой и вовсе навсегда отбивает тягу к учебе.

Лучше пойти на год позже и опережать одноклассников в психологической зрелости, силе, ловкости, в овладении школьными знаниями, чем «задрав штаны, бежать за комсомолом» и из последних сил пытаться догнать тех, кто, пусть и на полгода, но старше, считает психолог.

«Ребенок может быть готов интеллектуально, решать самые сложные примеры, даже знать таблицу умножения, но при этом совершенно не готов психологически, эмоционально: уроки надо делать, а его от игрушек не оторвать», – отмечает Алина Равилевна.

Опытные специалисты определяют готовность ребенка довольно необычным, но безошибочным методом: просят закинуть руку через макушку и коснуться мочки противоположного уха. Если это удается легко – можно собирать портфель, если же нет – посиди еще год в детском саду. В этом простом упражнении определяется физическое созревание позвоночника и всего организма в целом, на которое накладывается и моральная, волевая зрелость.

«Не пытайтесь делать из ребенка вундеркинда, особенно если к тому нет особых задатков. Вундеркинды пробьют себе дорогу и сами, но мать-природа, давая в одном месте, забирает в другом: ребенок может испытывать физические, эмоциональные трудности, – подчеркивает психолог. – Не отнимайте еще один год детства, пусть дети поиграют, насладятся моментом, пока маленькие, а взрослыми побыть еще успеют».

Созрело ли яблочко?

«У малышей выделяется несколько аспектов готовности к школе: интеллектуальный, эмоциональный, физиологический и социальный. И желательно, чтобы по каждому из них ребенок был готов, – говорит Алина Равилевна. – Это тот фундамент, на котором строится все остальное. Если нет фундамента, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков будут рассыпаться, как карточный домик».

В первую очередь надо смотреть на физическую готовность: костно-мышечная система должна созреть для того, чтобы ребенок смог физически высидеть за партой весь школьный день и не согнуться в дугу, а зрение – чтобы фиксировать в течение долгого времени внимание на доске и буквах в тетради. Нужно пройти обследование у хирурга, окулиста, ортопеда и при принятии решения обязательно учитывать мнение врачей. Не менее важно и развитие мелкой моторики, ведь это залог красивых букв в прописях и успешной учебы в целом.

Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Это не только умение правильно называть дни недели и решать примеры. Прежде всего, это способность концентрировать внимание, причем делать это осознанно, улавливать связи между явлениями – то, что называют аналитическим мышлением, это умение воспроизводить образец, способность к дифференцированному восприятию – например, исключить лишний предмет из списка и объяснить почему, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является также развитая речь и память ребенка.

К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками, умение встраиваться в новый коллектив, находить товарищей и по возможности ни с кем не вступать в конфликты.

Эмоциональная зрелость определяется желанием ребенка идти в школу и его умением принимать и соблюдать правила. Это способность регулировать свое поведение, достаточно длительное время выполнять не очень увлекательное задание, да и просто сидеть на месте 45 минут и работать.

Если какая-либо сфера развита не в полной мере, есть возможность получить в дальнейшем и проблемы с «отложенным эффектом». Ребенок, который рано пошел в школу, к 11 классу может блистать знаниями, в 15 лет поступить в институт, но, не справившись с резко возросшей там нагрузкой, начать болеть и отставать от тех, кто пошел учиться по возрасту, а то и вовсе встретить свою первую любовь и забыть про все, либо же к четвертому курсу осознать, что ошибся в выборе профессии.

Школьник ли гимназист?

Психологи считают, что для отличного старта школьной жизни совсем не обязательно выбирать крутую гимназию, это может быть и обычная школа возле дома, главное – хороший учитель.

К сожалению, не во всех школах родителям дается право выбрать, к какому педагогу пойдет их сын или дочь, но если эта возможность есть, надо обязательно ей воспользоваться. От того, какой будет «учительница первая моя», зависит все дальнейшее обучение, ведь именно в начальной школе ребенок не только нарабатывает базовые знания, но и проникается отношением к учебе, а позитив или негатив он получит в первую очередь от учителя.

Многие считают, что главное – грамотный, высокопрофессиональный педагог, однако не всегда это так: зачастую учительница послабее, но ставшая второй мамой, лучше, чем сильная и злая, которая знаний в голову не вобьет, но отбить тягу к учебе может запросто.

«Желательно, чтобы темперамент ребенка и учителя более-менее совпадал, – поясняет психолог. – К примеру, у флегматичной учительницы ребенку-холерику будет очень сложно: пока она объяснит, неторопливо «разложит все по полочкам», он уже весь искрутится и получит сто замечаний. И наоборот, если учительница быстрая – холерик или сангвиник – неторопливому ребенку-флегматику будет сложно поспеть за ее темпом».

Вы можете прийти в школу в середине дня, когда детей забирают после занятий, и поговорить с родителями четвероклассников, чьи педагоги будут набирать новый поток в следующем году, посмотреть на учителей, на то, как дети из класса общаются друг с другом, дружные ли они, с каким настроением выходят из школы. И даже, по договоренности с учителем и директором, посидеть на уроке.

Время для размышлений на эту тему еще есть: запись в образовательные учреждения начнется с 1 февраля. А как помочь ребенку подготовиться к школе, мы расскажем в следующем выпуске «Семейного клуба».

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *