|    1$: 65.9931 1€: 74.9022

Магнитогорск
C
» » «Без музыки не проживу и дня». Полвека в Магнитогорске преподает фортепиано Татьяна Маргулис

«Без музыки не проживу и дня». Полвека в Магнитогорске преподает фортепиано Татьяна Маргулис


    Фото: Татьяна Маргулис с выпускницей Анастасией Ольховской

Магнитогорск. Из них 48 лет педагог верна магнитогорской детской музыкальной школе №3.

 

Татьяна Алексеевна – из числа основоположников и хранителей традиций образовательного учреждения, воспитанники и педагоги которого не раз подтверждали звание лучших в регионе и в России.

С ностальгией − о прошедшем

Долгие годы потрясающих результатов они добивались, работая в неприспособленном для занятий помещении бывшей прачечной. Наконец, в этом году благодаря вниманию к учреждению со стороны городских властей было отремонтировано новое здание школы, и учебный год коллектив ДМШ №3 начал в новых стенах, чему ученики и преподаватели несказанно рады.

Татьяна Маргулис вспоминает о старом помещении с крохотными классами: в детстве она сама постигала там азы исполнительского мастерства. Располагалась тогда в бывшей прачечной музыкальная школа №2.

Потом учреждение переехало в другое здание, а «свято место» пустовало недолго – там обосновалась музыкальная школа №3, куда в 1970 году пришла работать молодой педагог Татьяна Маргулис.

За плечами было Магнитогорское музыкальное училище имени Глинки, которое она окончила как дирижер хора и преподаватель сольфеджио, и два года преподавания в златоустовской музыкальной школе №3 по классу фортепиано. Вернувшись в Магнитку в связи с замужеством, Татьяна Алексеевна получила квалификацию преподавателя по классу фортепиано и концертмейстера и всю жизнь посвятила этому аристократичному инструменту, который не теряет популярности в любые времена.

Для нее этот выбор когда-то сделала мама. Семья приобрела инструмент, и будущая пианистка начала посещать домашние уроки преподавателя Нинели Лазаревой, которая готовила девочку к обучению в музыкальной школе.

Поступить туда было очень сложно, а учиться невероятно престижно, вспоминает Татьяна Маргулис. Через много лет Нинель Георгиевна, уже в качестве директора третьей музыкальной школы, примет бывшую ученицу на работу.

Инструмент, приобретенный родителями для Татьяны, долгое время был единственным на несколько окрестных домов, и соседские ребята, тоже учившиеся в музыкальной школе, приходили к ней заниматься. Далее фортепиано перешло «по наследству» двум ее сестрам. Одна из них окончила потом Челябинский институт культуры и по сей день преподает в бакальской музыкальной школе хор и фортепиано.

Сдав последний экзамен, Татьяна горько плакала − было очень жаль прощаться с музыкальной школой, а без музыки своей жизни не мыслила...

«До сих пор думаю: кем бы я могла быть, если бы не стала педагогом-музыкантом? Примеряю на себя разные профессии и думаю, что ни кем не могла бы, − рассказывает Татьяна Маргулис. – Я живу с уверенностью, что выбрала в жизни свое дело − то, что у меня хорошо получается».

Педагог, методист, общественник…

Татьяна Алексеевна всегда работала с большим увлечением, времени хватало и на методическую работу, выполнение обязанностей групповода на фортепианном отделении, члена комиссии по внеклассной работе. Она писала учебные программы, статьи для методических сборников, занимала призовые места в методических конкурсах. Выступала на областном педагогическом семинаре с элементами открытого урока и презентацией программы «Формирование навыков музицирования в фортепианном классе», которую написала вместе с другими преподавателями.

Приходилось Татьяне Маргулис быть и наставницей молодых педагогов. Ее уроки посещали студенты музыкального отделения педагогического колледжа.

Разработка положений и сценариев внутришкольных конкурсов «Мы любим музыку», «Рождественские вечера», «Юный виртуоз», «Дебют», конкурса ансамблевого исполнительства «Учитель – ученик» также была в ее ведении. Кроме того, Татьяна Алексеевна пела в вокальном ансамбле педагогов школы, вела концертно-просветительскую деятельность в учреждениях города. В течение многих лет работала в культмассовом секторе школьной профсоюзной организации, а потом возглавила ее. Педагогический коллектив третьей музыкальной школы всегда был сплоченным и дружным – еженедельно вместе с семьями посещали премьеры фильмов, спектаклей и концерты.

«Семейный подряд»

И все же в центре внимания педагога всегда были ученики – с ними связаны все ее чаяния, надежды, а их успехи – высшая оценка ее работы.

«Моя профессия трудна тем, что к каждому ученику нужно найти подход и передать умения, несмотря на все барьеры, нежелание трудиться, − делится Татьяна Маргулис. − Приходится работать и с родителями. Иногда приглашаю их, провожу индивидуальные беседы, родительские собрания с концертами учащихся. Порой выступление ребенка с другими учениками дает большой результат, родители помогают мне "достучаться" до него».

Порой взрослые так переживают за исполнительские успехи своих чад, что начинают вместе с ними учиться фортепианному искусству, приходят на школьные занятия, чтобы иметь возможность помогать им.

Сноровка − с тренировкой

У Татьяны Маргулис немало поводов для гордости за учеников.

«Многие из них активно участвуют в конкурсах и фестивалях – от зональных до международных, становятся лауреатами. Среди моих выпускников немало тех, кто поступил в учреждения профессионального образования в сфере культуры – музыкальный колледж имени Глинки, Кемеровский институт культуры и другие. Это, например, Эльмира Шагалеева, в прошлом завуч детской школы искусств №6, а сейчас – завуч ДШИ №7. Всех бывших учеников я помню, люблю, поддерживаю связь, есть среди них те, кто приводит ко мне своих детей. И с нынешними учениками вновь повезло – подобрались ребята, с которыми я с наслаждением занимаюсь, к которым спешу на уроки», − говорит Татьяна Алексеевна.

Среди тех, кто подает надежды, Василиса Васильева, Даша Орлова, братья Даниленко − третьеклассник Вова и первоклассник Паша, которые уже успели стать лауреатами региональных конкурсов и принять участие в международном, достигнув успехов как в сольной, так и в ансамблевой игре. А в основе достижений пианистов всегда не только талант, но и большой каждодневный труд.

«Мы сравниваем наши занятия с физической тренировкой, − говорит Татьяна Маргулис. − Стоит ребенку неделю не позаниматься, он теряет форму, и результат уже совсем другой».

Правда, педагогу, вложившему за восемь лет обучения столько сил и труда в каждого ученика, бывает непросто принять профессиональный выбор лучших выпускников, если он не связан с музыкой…

«Раньше не пойти в профессию, окончив музыкальную школу, было почти трагедией. Сейчас же даже очень сильные ученики часто после окончания музыкальной школы выбирают совершенно иную область, − рассказывает Татьяна Алексеевна. – Но радует, что многие из них не бросают исполнительство, у них остаются необходимые навыки. У меня была необычайно способная воспитанница, которая с отличием окончила музыкальную школу. По настоянию родителей она поступила в технический вуз, потом уехала жить в Петербург. Но она по сей день не может расстаться с музыкой и играет на органе в одном из соборов северной столицы».

И даже если выпускник музыкальной школы не занимается искусством, музыка навсегда оставляет неизгладимый след в его душе.

«Дети, которые обучаются в музыкальной школе, заметно отличаются от сверстников даже манерой поведения и разговора, − отмечает Татьяна Маргулис. − Воспитанные искусством, они по-другому смотрят на мир, у них более возвышенные идеалы. Дети, играющие на сцене, умеют внимательно слушать, сравнивать, формулировать мнение. Здорово, что в нашем городе ребята имеют возможность выступать на серьезных сценических площадках − петь и музицировать на сцене оперного театра, играть с симфоническим оркестром, исполнять музыку на рояле «Стейнвей», а также слушать вживую выступления музыкантов с мировыми именами. Все это очень вдохновляет, позволяет почувствовать себя настоящим артистом, дает большой стимул в работе над собой».

И даже если ребенок не учится в музыкальной школе, приобщение к музыкальному искусству необходимо с ранних лет, уверена Татьяна Алексеевна:

«Сначала это может быть посещение детских спектаклей, прослушивание записей музыкальных сказок. В моем детстве это были пластинки, до сих пор иногда слушаю их с удовольствием. Там сказки звучат на фоне музыки. Постепенно у ребенка развиваются слух и внимание, появляется интерес к искусству. Все не могут стать профессиональными музыкантами, но воспринимать и понимать серьезную музыку может каждый».

Два юбилея педагога

Так получилось, что полувековой юбилей преподавательской деятельности Татьяны Маргулис совпал со столетием системы дополнительного образования России. Недавно в центре музыкального образования «Камертон» прошла посвященная знаменательной дате встреча, на которой педагогу, прошедшему вместе с системой дополнительного образования ровно половину ее истории, вручили памятный юбилейный знак. Не менее дороги Татьяне Алексеевне и другие награды, которыми отмечены ее многолетняя верность профессии и высокие достижения на этом поприще: Почетные грамоты министерства культуры и Главного управления культуры и искусства администрации Челябинской области, Законодательного собрания и Магнитогорского городского собрания, управления культуры администрации города.

В юбилейный год Татьяна Маргулис мечтает собрать вместе своих выпускников прошлых лет и провести праздничный творческий вечер, подготовленный силами нынешних ее учеников.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent