|    1$: 63.7420 1€: 72.7870
Магнитогорск
C

Вечная Сонечка Голлидэй. В Магнитогорском драмтеатре имени Пушкина состоялась премьера моноспектакля «Последний румянец»


    Фото: Игорь ПЯТИНИН

Магнитогорск. Имя актрисы Софии Голлидэй, на мгновение промелькнувшей яркой звездочкой на столичных подмостках в годы Гражданской войны и также неожиданно канувшей в безвестность, так и осталось бы в забвении, если бы не «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой – последнее и самое романтическое из прозаических произведений поэтессы.

 

Полный текст «Повести» увидел свет в 1976 году, когда о Голлидэй, умершей от тяжелой болезни в 1934-м, не осталось почти никаких воспоминаний.

А через сто лет после знакомства Марины Цветаевой и Софии Голлидэй – оно произошло в декабре 1918 года – в Магнитогорске состоялась премьера моноспектакля «Последний румянец» по «Повести о Сонечке» в постановке Андрея Бердникова, жанр которого − «признания без антракта». В этой театральной «исповеди» актриса Елена Кононенко трогательно сыграла и Марину, и Сонечку, а также режиссера Вахтанга Мчеделова и няню Сонечки Марьюшку.

Автором инсценировки выступила сама Елена Кононенко, для которой этот опыт обращения к цветаевскому материалу – не первый. За моноспектакль «Мои дикости и тихости» по стихам Марины Цветаевой его создатели Елена Кононенко и Андрей Бердников были отмечены дипломом областного фестиваля актерских работ имени Милосердова, затем актриса покорила жюри конкурса художественного чтения «Слово Цветаевой», проходившего в Доме-музее поэтессы в Москве.

Вечная Сонечка Голлидэй. В Магнитогорском драмтеатре имени Пушкина состоялась премьера моноспектакля «Последний румянец»

«После моноспектакля "Мои дикости и тихости" я продолжала изучать творчество Цветаевой, прочла "Повесть о Сонечке" и услышала посвященную ей лекцию Дмитрия Быкова, которая меня поразила. Быков так интересно о ней рассказывал, − говорит Елена Кононенко об истории создания спектакля. – "Последний румянец" − об уникальном человеке, о возможности оставаться истинной женщиной, человеком в такие сложные времена. А первой мыслью после прочтения повести было: "Берегите артистов!"»

Главные героини автобиографической «Повести о Сонечке» встретились в военной Москве в тот день, когда молодые актеры Второй студии Художественного театра слушали цветаевскую пьесу «Метель». Познакомил Марину и Сонечку Павел Антокольский, написавший свою пьесу «Кукла Инфанты» специально для Софии Голлидэй. Известность ей принес моноспектакль «Белые ночи» по Достоевскому, ее Настенька покорила столицу. «Сонечку знал весь город. На Сонечку – ходили», − писала Цветаева в повести.

Дружба Марины с Софией Голлидэй прервалась неожиданно – Сонечка уехала из Москвы, вышла замуж за директора провинциального театра. Почти два десятилетия Цветаевой ничего не было известно о ее судьбе.

«Повесть о Сонечке» была написана в 1938 году, когда Марина Цветаева, накануне пытавшаяся разыскать любимую подругу и узнавшая о ее смерти, спасалась от кошмара своего положения и одиночества воспоминаниями о счастливом периоде жизни 1918 − 1919 годов. Счастливом, несмотря на то, что муж ее тогда пропал без вести, а детей было нечем кормить. Лучиком света стала Сонечка, отдававшая свой скудный паек, который с большим трудом удавалось раздобыть в голодной Москве, детям Марины, и, несмотря ни на что, сиявшая ярким румянцем жизни. Она была влюблена в жизнь, в людей, в театр, в весь этот мир. Но мир жестоко отверг ее любовь.

Режиссер Вахтанг Мчеделов, открывший Москве актрису, жаловался Цветаевой на трудный характер Сонечки и говорил, что она всех затмевает на сцене и ей нужен свой театр. Ей не давали серьезных ролей, из-за маленького роста и подростковой внешности актрисе чаще всего предлагали роли девочек и мальчиков.  

Марина Цветаева, ценившая в Сонечке возвышенную душу и горько переживавшая ее невостребованность, написала для нее цикл пьес («Фортуна», «Приключение», «Феникс», «Каменный ангел»), в центре которых − романтическая героиня с отважным сердцем и распахнутой душой. Они были как будто о Сонечке, такой далекой от тяжкого быта и вечного страха военной Москвы. Увы, Софии Голлидэй не посчастливилось сыграть ни одной из этих ролей. А драматургия Цветаевой по сей день остается в тени ее поэтического творчества, хотя исследователи считают, что она представляет собой необыкновенно ценный материал.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *