|    1$: 64.6106 1€: 72.3186
Магнитогорск
C

Воспитание искусством. В Магнитогорске музыковеды и педагоги поговорили о современных тенденциях


    Фото: автора

Магнитогорск. XXIV Российские педагогические ассамблеи искусств прошли в Магнитогорской государственной консерватории имени Глинки.

 

Форум был посвящен предстоящему 25-летию консерватории и 80-летию профессионального музыкального образования в Магнитогорске. С докладами выступили доктор культурологии Галина Гун, кандидат искусствоведения Анна Галятина, заведующая кафедрой философии МГТУ доктор философских наук Вера Жилина, кандидат искусствоведения Марина Сидорова. В пленарном заседании приняла участие доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки имени Гнесиных Дина Кирнарская (Москва), чьи выступления и семинары произвели на ассамблеях большой резонанс.

Дина Константиновна показала себя блестящим оратором. Музыковед, проходившая в свое время обучение и стажировки в Лондонском, Гарвардском и Бостонском университетах, на семинарах, проведенных в рамках магнитогорских ассамблей, рассказала о своей системе развития музыкальных способностей.

− Как заниматься с людьми, чтобы им было интересно учиться музыке – это самое главное, − подчеркнула Дина Кирнарская в интервью для газеты «Магнитогорский рабочий». − Многие сегодняшние ученики видят в музыкальном педагоге какую-то грымзу, которая заставляет много заниматься. Такой образ сложился, потому что наше образование формировалось как профессиональное. Но ведь все не могут быть профессионалами, да этого и не нужно. На занятиях в рамках системы дополнительного образования лучше, когда дети занимаются по желанию. Ребята становятся все более независимыми, свободными. Это в советское время девочка по настоянию родителей или бабушки садилась за инструмент и играла строго отведенное ей время. Нужно сделать процесс дополнительного образования интересным, легким, чтобы смогли учиться и не обладающие особыми способностями и выдающимся желанием чего-то добиться. К музыкальным педагогам пусть приходят те, кто просто отдыхает, и это время должно проходить для них с такой радостью и интересом, чтобы они бежали в музыкалку. Потом уже эти дети решат, хотят они быть хорошими слушателями или настоящими профессионалами.

− Что же лежит в основе вашего авторского метода?

− Совсем другой слух, чем у нас принято считать, заведует музыкальной деятельностью. Прежде всего это умение распознавать особенности речевой интонации − кто с вами разговаривает, как, с каким настроением. Вот этот смысловой слух и лежит в основе музыкальных способностей. Причем это не мои фантазии, а научный труд, написанный совместно с профессором Гарвардского университета. Эта моя книга переведена на английский язык, она называется «Истинный музыкант о способностях, одаренности, таланте». Смысловой слух в превосходной степени мало у кого развит, как и любое другое качество. Все бегают, но олимпийских чемпионов по бегу немного Я хочу, чтобы музыка была похожа на спорт – ведь все немного ходят на лыжах, плавают, играют в футбол... Примеры в истории уже были: в XVIII веке все образованные люди музицировали, писали стихи, танцевали. В своих исследованиях я доказываю, что развитие личности повторяет историческое. Искусство старше всех остальных занятий – значит, с него надо начинать и вводить его в программу с первого - второго классов. Уделить основное внимание на начальных ступенях обучения рисованию, музыке, танцам, а потом уже математике и языку. К 10-му классу эти пропорции поменяются местами. Мозг должен формироваться в рамках искусства, первично художественное и эмоциональное восприятие, потом уже приходит мышление и рассуждение, нарастает интеллектуальный коэффициент. Мне очень нравится в этом отношении, например, проект «Музыка для всех», который реализуют в Якутии.

− Дина Константиновна, какие у вас сложились впечатления от ассамблей, ставших неотъемлемой частью музыкальной жизни Магнитогорска?

− Второй раз я нахожусь в вашем городе, была уже здесь на защите диссертаций. Форум солидный, на твердой научной почве, мне нравится, что здесь разговаривают серьезно о том, что действительно волнует научную общественность, наше культурное сословие. Это профессиональное событие, посвященное методике образования искусства, философии, здесь были интересные доклады магнитогорских специалистов. Повторю за Владимиром Спиваковым: «Я слово «Провинция» всегда пишу с большой буквы», потому что люди здесь образованные, развитые во всех отношениях, интеллектуалы. В не столичных городах другое отношение к художественным проявлениям. И то, что люди делают свою работу на высочайшем уровне, вызывает уважение и восхищение.

Центральными событиями XXIV ассамблей искусств стали также мастер-классы народной артистки РФ, прима-балерины Челябинского театра оперы и балета, кандидата культурологии Татьяны Предеиной (Челябинск). В день закрытия форума магнитогорских слушателей порадовали выступления народного артиста России Фридриха Липса (баян, Москва) и оркестра русских народных инструментов Магнитогорской консерватории под управлением заслуженного артиста России Сергея Брыка.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *