|    1$: 65.5149 1€: 74.3332
Магнитогорск
C
» » Я б в рабочие пошел… Вопросом выбора профессии нынешним школьникам приходится озадачиваться уже в 8 классе

Я б в рабочие пошел… Вопросом выбора профессии нынешним школьникам приходится озадачиваться уже в 8 классе


    Фото: Динара ВОРОНЦОВА (архив)

Магнитогорск. Однако это − ответственность не по возрасту, считает психолог Алина Чинючина.

 

Как помочь ребенку определиться с делом его жизни и не наделать ошибок − тема нашего семейного клуба.

Рано выбирать?

Часто понимание того, чего ты в жизни хочешь, молодежи приходит годам к 20 или чуть позже. Уже освоены два-три курса вуза, и вдруг открытие: это совсем не то! Но вложенные силы, время, а, зачастую и деньги налагают ответственность тянуть лямку до конца. Может, не зря во многих странах считается полезным, если год после школы юноша или девушка попутешествует, поработает, поразмыслит, а потом уже будет поступать в вуз. Или не поступать. Ведь высшее образование как жизненная необходимость − черта лишь российского менталитета. На Западе же в вузы, как правило, идут те, кто планирует посвятить себя фундаментальной научной деятельности.

В России необходимость столь раннего профопределения вызвана системой экзаменов. Ведь именно в начале 9 класса учащиеся пишут заявление на выбор предметов для сдачи ОГЭ, результат которых определяет дальнейшее определение в профильный 10-11 класс, сдачу ЕГЭ и поступление в вуз.

«Практика показывает, что зачастую и в 17 лет нет понимания "кто я и зачем", а уж в 14-то лет и вовсе», − сожалеет Алина Рамилевна.

Здесь мы можем наблюдать две крайности: одни еще вообще не представляют, чего хотят, и среди 14-летних таких большинство, вторых, тех, кто определились и точно знают, куда будут поступать, куда меньше. Идеален вариант, когда родители поддерживают решение ребенка. Хуже, когда пытаются сами, против его воли, определить его судьбу.

«Важно не забывать, что свой выбор вы уже давно сделали, а у ребенка впереди его жизнь, − настаивает психолог. − Вы можете рассказать, объяснить, подсказать, подтолкнуть, но сказать: "Ты ни в коем случае не пойдешь на эту специальность, или станешь тем, кем я не смог в свое время", родители не вправе. Понятно, что в силу сложившегося опыта мамы и папы хотят уберечь детей от ошибок, сделать их счастливыми, но, проецируя на ребенка свои ожидания, мы не можем быть уверены до конца, станет ли он счастливым, если пойдет выбранным нами путем».

Время проб и ошибок

«Родители часто переживают, когда ребенок начинает что-то, бросает, берется за другое, но для подростка естественно испытывать разные интересы, пробовать себя в разных областях, 11-14 лет − как раз подходящий для этого возраст, − уверена Алина Чинючина. −  Задача родителей − дать максимальную возможность пробовать, не стоять над душой, не говорить: "Это тебе никогда не пригодится, лучше садись за учебники"».

К слову, непомерная учебная загруженность − еще один из факторов, способствующий безвольности, нежеланию выбирать. Ребенок настолько сильно занят освоением программы, что у него нет времени и сил, чтобы остановиться и подумать, помечтать.

Страх перед ЕГЭ ведет к тому, что все больше ребят после 9 класса идет в колледжи, где не нужно будет сдавать итоговые экзамены. И это своего рода парадокс: умные, талантливые дети уходят, а в 10-м классе остаются зачастую те, кто не смог набрать нужный балл в ссузе, все больше приближающийся к институтскому. Куда пойдут они после выпускного − вопрос открытый.

Окончить колледж вместо школы − тоже дело хорошее, считает Алина Рамилевна. Подросток потратит на год-два больше, но выйдет уже получившим профессию. А при желании может сдать ЕГЭ и продолжить образование в вузе.

«Драматичны случаи, когда ребенок с детства выбрал свою стезю, к примеру, в спорте, а потом травма или какие-то другие обстоятельства ставят крест на его будущей карьере, − говорит специалист. − В таких случаях родителям с помощью психолога особенно важно донести до него мысль, что жизнь не кончилась, найти зацепки в других сферах, которые станут новым смыслом жизни».

При выборе профессии следует ориентироваться на триаду: хочу – могу − надо. Хочу − то, к чему имею склонность, могу − то, к чему есть способности и возможности, надо − реальная востребованность профессии на рынке труда. И не надо бояться сделать неправильный выбор. Время, когда на пенсию уходили с одной записью в трудовой книжке, прошло. И не факт, что выбранная сегодня престижная профессия останется таковой через 10 лет. Современный человек может освоить за свою жизнь не одну и не две специальности, сменить не только несколько мест работы, но и областей деятельности. Поэтому цена ошибки сейчас меньше, всегда можно переучиться, было бы желание.

Диванное настроение

Что делать, если подросток лежит на диване или сидит за компьютером и никаких позывов к самоопределению не испытывает? В первую очередь надо разобраться с причинами, и тут может помочь психолог. Может, дело в чрезмерной нагрузке, давлении со стороны родителей или просто отсутствии ярко выраженных увлечений?

В последнем случае на помощь могут прийти и родители, ведь никто лучше их не знает ребенка, состояние его здоровья, характер, темперамент, к чему есть или хотя бы ранее был интерес: к животным, людям, технике, точным наукам. Главное − отстраниться от предубеждений и школьных предметов, ведь из шьющей наряды куклам девочки может вырасти отличный дизайнер, а из фаната лошадей − руководитель конной секции.

Задача родителей − разглядеть в ребенке личность, не навешивать на него свои ожидания и принять его выбор. Стоит показать все разнообразие возможностей, рассказать о подводных камнях той или иной профессии, помочь определиться с вузом, прикинуть, будет ли ребенок учиться рядом с домом или есть возможность отправить его в другой город.

Если вы уже определились с вузом, стоит обратить внимание на конкурс по той или иной специальности в прошлые годы и спрогнозировать свои шансы, по возможности побывать на дне открытых дверей.

Чем поможет психолог?

− Определить тип темперамента, личности, является ли ребенок лидером или ведомым, и подсказать подходящие профессии;

− обозначить круг профессий, рассказав об особенностях каждой, причем уже с начальной школы в виде профориентационных игр;

− диагностика поможет определить склонность к той или иной сфере деятельности, их вы можете увидеть на инфографике;

− дать возможность подростку поверить в себя, поднять самооценку, понять, что за него выбирают не родители, этот выбор − его собственный;

− разрешить связанный с профориентацией конфликт между родителями и детьми, убедить их, что выбранный ребенком путь может быть и не столь плох.

Главные ошибки:

− выбирать не специальность, а вуз из-за его доступности, престижности и других факторов;

− идти учиться за компанию с товарищем или под давлением родителей;

− переносить отношение к представителям той или иной профессии, в том числе знакомым по кино и книгам, на саму профессию;

− ориентироваться только на внешнюю, парадную сторону профессии, не задумываясь о ее подводных камнях;

− переносить любовь к школьному предмету на профессию (математика не равно бухгалтер, а литература не равно журналист);

− выбирать «вымирающие» профессии. Что будет развиваться, а что уйдет в историю, можно посмотреть на сайте http://atlas100.ru/;

− забывать об особенностях здоровья. Для ряда профессий есть строгие противопоказания, например, в маляры не возьмут с астмой, а в повара – с кожными заболеваниями. Многие специальности хоть и не требуют строгих допусков, но с годами могут существенно усугубить существующие проблемы с позвоночником, нервной системой, зрением и другие;

− не учитывать тип темперамента. К примеру, осторожный и медлительный человек вряд ли сможет стать хорошим предпринимателем, а взрывному, общительному и увлекающемуся не стоит выбирать профессии, связанные с монотонной работой, цифрами или знаками.

Избежать неожиданностей

Бывает, что ребенка готовили к поступлению в определенный вуз, но результаты ЕГЭ оказались неприятным сюрпризом. Но это еще не тупик, считает психолог. Главное − предусмотреть варианты заранее.

Может быть, стоит рассмотреть возможность подать документы на смежную специальность, где конкурс ниже, или в другой вуз, пойти на обучение на контрактной основе с надеждой после нескольких сессий перевестись на бюджетное обучение, особенно если для ребенка эта специальность − смысл жизни, или попытаться найти себя в другой сфере.

И не стоит считать, что на высшем образовании свет клином сошелся. Порой лучше обрести рабочую профессию, попробовать себя в ней на начальной должности или потратить год на осмысление своих желаний, чем получить высшее, но ненужное образование.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *