|    1$: 62.8083 1€: 71.3816
Магнитогорск
C

Наследники Данилы-мастера. «Волшебники яшмового пояса» − выставка под таким названием открылась в Магнитогорской картинной галерее


    Фото: автора, Динары ВОРОНЦОВОЙ

Магнитогорск. Экспозиция собрала в одном зале удивительных людей: краеведа, геолога, коллекционера, всей душой влюбленного в минералы, Александра Матору из села Фершампенуаз, магнитогорского автора композиций из камня Владимира Павлова, уникального творца из Сибая Дамира Девятова, возродившего на уральской земле древние традиции флорентийской каменной мозаики, и его земляка Владимира Пономарева, искусного резчика по дереву.

 

Это уже 30 выставка Александра Максимовича, создателя и хранителя уникального «Музея камня» в Фершампенуазе, чьи экспонаты, по признанию специалистов, составляют одно из богатейших собраний минералов не только в области, но и в России.

Многие из них, представленные в картинной галерее, найдены коллекционером в долгих путешествиях по Казахстану, Московской, Магаданской, Свердловской и Челябинской областям, некоторые получены в порядке обмена от единомышленников из других стран. Яшмы, аметисты, лабрадориты, малахиты, агаты, цитрины – это едва ли сотая часть неповторимой коллекции уральца, чарующей фантастическим разнообразием цветов и форм. У каждого минерала есть своя изюминка, некий тайный знак, который мастера смогли увидеть своим внимательным глазом и с помощью обработки выставить на всеобщее обозрение.

«С Владимиром Павловым мы знакомы около 35 лет, не раз вместе ездили за камнями, а работы его прямо завораживают, – рассказывает Александр Матора об участниках выставки. – Владимир Пономарев к камням отношения не имеет, он резчик по дереву. Дерево его сказочное: в каждой коряжечке видит какое-то существо, каждый волосок, каждый глазочек, каждую морщинку выведет, отшлифует и покажет».


Для гостей, пришедших на открытие экспозиции, Александр Максимович сам провел экскурсию по залу. Он представил как камни из своей коллекции, так и работы коллег, попутно описывая красоту причудливо сплетающихся наростов на дереве – сувелей, называя минералы, рассказывая о свойствах каждого из них, о способах обработки.

Сибайская Флоренция

С еще одним мастером, представившим свои работы на выставке, мы познакомились поближе. Дамир Девятов занимается флорентийской мозаикой более 20 лет, а самой страстью к камню заразился в 1974 году, когда еще юношей попал в геологию. И вот уже 45 лет не перестает постигать новое, расти творчески. Из кусочков минералов, точнейшим образом подбирая цвет и фактуру, он и мастера его компании создают изумительные творения.

«Когда мы начинали эту мозаику делать, мы никому не были интересны, у меня жизнь ушла на то, чтобы это дело продвинуть, – рассказывает камнерез. – Пробовали сначала простое, потом все сложнее, техника совершенствовалась, смотрели на сайтах, как флорентийцы работают, ездили к ним по обмену опытом. В этом году уже к нам приедут итальянцы, им понравились наши работы».

На выставку Дамир Девятов привез и каменные шедевры, рожденные фантазией самих камнерезов, и копии полотен великих мастеров живописи. Вот кустодиевская «Купчиха», на создание которой ушло более полугода. Картина уже готова, осталось только вставить в раму, отшлифовать и приклеить на гранитную подложку, рассказывает мастер. Брызгает водой, и ярче проступает красота прожилок камня, образующего рисунок. Так будет выглядеть работа, когда ее отполируют до зеркального блеска, поясняет Дамир Айратович.

«Большая часть элементов картины – сибайская яшма, есть и орская яшма, месторождение в 50 километрах от нас, но вообще палитра собрана со всего мира, – рассказывает Дамир Девятов. – Здесь много кварца, лазурита, хризопраза. Кварц к небу подходит, к кучевым облакам. Этот камень из Казахстана, вот чароит с Дальнего Востока, этот лазурит с Памира, а этот кусочек цвета индиго из Афганистана».

Сибайские, орские камни мастер собирает вместе с друзьями и соратниками, но многое приходится покупать. Поэтому друзей, отправляющихся в другие страны, Дамир Девятов просит привезти минералов подходящего оттенка для нового шедевра.

Поражает удивительная фотографическая точность в передаче цветов. Каждый камень, обладая своим характером, «звучанием», вплетается в мощный хор общей палитры картины, не теряя своей индивидуальности. И благодаря этому мастерам удается не хуже художника передать не только колорит, яркий, самобытный кустодиевский дух, но даже и сам характер надменной, чванливой купчихи.

«Вот разве что с этим камнем немного не потянули, – указывает Дамир Айратович на юбку купчихи, – такого цвета нет в природе. Единственное схожее, что мы нашли, − в Доминиканской Республике добывают камень под называнием ларимар. В Россию его привозят, обнаружили мы его в одной коммерческой фирме, но блок размером с полкирпича стоит 100 тысяч рублей. Мы не рискнули – выпишем его оттуда, а вдруг не подойдет? Поэтому взяли уральский хризопраз».

Соседняя картина, каменная копия кустодиевской «Ярмарки», пока в процессе сборки. Над ней с августа трудятся два мастера: подбирают камень по цвету и фактуре, вытачивают элементы, которые в будущем предстоит подогнать друг к другу так точно, что комар носа не подточит. Например, фигурка стоящего на переднем плане мальчика, буквально мальчика-с пальчик, «ростом» сантиметров в 10, содержит не меньше тысячи деталей.

«Это не просто пластина, просверленная со вставленной туда точкой. Один к другому каждый камушек подбирается, сдвигается, и получается такая вот общая картина», – описывает кропотливую, но интересную работу Дамир Девятов.

Есть творения, когда мастер, увидев образ, сюжет в срезе камня, старается передать его зрителю.

«В камне много фрагментов, которые создала сама природа. А сложить это правильно, что-то лишнее убрать, немного адаптировать к нашему восприятию, − и получится такая вот живописная картина из камня, – рассказывает камнерез. – Это уже немножко полегче, не требуется фотографической точности, как при создании копий полотен. Здесь можно какую-то веточку не доделать, тут какую-то тень убрать. Что же касается портретов, архитектуры, там требуется абсолютно точная передача».

Кроме картин сибайские мастера создают шкатулки, письменные приборы, подсвечники, сувениры – эти изделия из камня всегда в ходу.

«Мастера у нас очень хорошие, в коллективе мастерской семейный стиль руководства, свой уклад сложился, свой костяк. Здесь и производство, и художники, и творческий процесс», – хвалит своих коллег Дамир Айратович.

Работы много, а вот специалистов не хватает, да и учеников, кому можно передавать мастерство, все меньше: известное в былые годы сибайское камнерезное училище перестало поставлять кадры, развивая другие направления, сожалеет мастер. Однако есть еще в Сибае творцы, чей верный глаз и точная рука позволяют создавать шедевры, и в этом магнитогорцы могут убедиться сами, побывав в картинной галерее. Работа уникальной экспозиции продлится до 23 февраля.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *