|    1$: 64.6794 1€: 72.1111
Магнитогорск
C

Никаких шаблонов. Как куклы помогают детскому творчеству вырасти в театральное искусство


    Фото: Динара ВОРОНЦОВА

Магнитогорск. 2019 год в России объявлен Годом театра. Поэтому первый материал нашего «Хобби-клуба» посвящен детской театральной студии «Варежка».

 

Родился этот проект совсем недавно − осенью 2018 года, но юные артисты-кукловоды уже успели порадовать зрителей первым спектаклем. А создали эту студию две подруги, многодетные мамы. У Анны Антоновой пятеро детей в возрасте от 18 лет до девяти месяцев, а у Анастасии Шторм − четверо.

Теплое название

Собственно, «Варежка» и выросла из домашней традиции семьи Антоновых. На день рождения их единственной дочери Маруси, которой сейчас уже девять лет, из года в год ставят домашние спектакли. Сначала их готовили родители, потом начали подключаться подросшие дети, тоже становясь актерами. Как правило, постановки были не игровыми, а кукольными, и постепенно идея стала выходить из рамок семейного круга на городской уровень.

«Эта тема мне была интересна уже давно, − признается Анна. − Первые попытки быть режиссером я делала еще в школьные времена, с одноклассниками ставили спектакль по Бунину. И дома я сама придумываю сценарии. Взяв за основу один или несколько известных сюжетов, их обрабатываю, привношу свое».

В «Варежке» занимаются дети от пяти до 11 лет. Такое объединение, где слились воедино и сценическая работа, и создание реквизита своими руками, в Магнитогорске единственное. Перчаточные куклы и подарили студии такое душевное, теплое, понятное на интуитивном уровне название.

В создании кукол и декораций юным актерам пришла на помощь второй педагог студии − Анастасия, архитектор по образованию, обладательница поистине золотых рук, которая умеет талантливо и со вкусом создавать многие прекрасные вещи.

«Началось с того, что мы с моими детьми делали перчаточную куклу Буратино в подарок, − вспоминает Анастасия. − Нас очень увлекло это занятие, и хотелось делать их все больше, но просто так их создавать скучно, поэтому идея переросла в детский театр − приятное времяпровождение для нас, родителей, и наших детей. Здесь сбалансированы театральная и рукодельная части. С большим увлечением дети отдаются и созданию кукол, и репетициям, и постановке спектакля. И мы сами многому учимся у них».

Дело в шляпе

Основой сюжета первого спектакля стал виммельбух − детская книжка-картинка, где, листая страницу за страницей с множеством мелких деталей и человечков, занятых своими делами, читатель, или, скорее, рассматриватель может проследить немало сюжетов из жизни персонажей. Эту книгу, представляющую историю потерянной шляпы и ее чудесного возвращения владельцу, подарили много лет назад старшему сыну Анны, ныне студенту Абрамцевского художественного колледжа.

Студийцы сами выбирали себе понравившегося героя, а режиссер предлагал задуматься над его характером, образом. И что примечательно, персонажи и даже их олицетворения − куклы получились очень похожими на ребят, их играющих, как по характеру, так и внешне.

Перчаточных кукол в технике папье-маше, в простонародье называемых петрушками, для своих персонажей ребята изготавливали собственными руками, вкладывая в это рукоделие буквально всех себя.

«Это занятие детей увлекает невероятно, они настолько раскрываются в этом процессе, что невозможно их остановить, − улыбается Анастасия. − Стоит только подать некую идею, сразу же включается воображение, они с огромной отдачей и вдохновением этим занимаются».

Начиналась работа с эскиза, где ребята пытались в несколько утрированном виде изобразить черты внешности, передающие характер, потом − лепка головы куклы из пластилина и папье-маше, раскрашивание, пошив костюма, создание декораций-аппликаций, где дети сами решали, где какие будут элементы, сами вырезали и клеили. На создание антуража ушло около двух месяцев.

Каждый процесс, и рукодельный, и актерский, раскрывает творческий потенциал ребенка, и студия − попытка воплотить в жизнь энергию детей по максимуму. Ребятам не дают готовых решений, а опираются на их фантазию. И хотя сценарий сочинял режиссер, дети привнесли в него много своих придумок, а об антураже и говорить не приходится. И чем дальше, тем больше руководители студии планируют передавать инициативу в детские руки:

«Мне нравится, когда все подвижно, без каких-то шаблонов, заранее принятых условий, установок, когда можно по ходу дела что-то придумывать, менять, когда много экспромта», − рассказывает о своем режиссерском методе Анна Антонова.

Лицедейство или куклодейство?

Искусство перевоплощения − сложный процесс, и в свою роль, вольно или невольно, дети привносят частицу себя: свои эмоции, переживания, проблемы, находя для себя возможность озвучить и отчасти разрешить их посредством персонажа. В психологии хорошо известен этот психотерапевтический эффект, и кукла тут − не случайный выбор.

«Когда юный актер играет другую личность, он рискует приобрести привычку «играть» и в жизни, изображать из себя не то, чем он является на самом деле, − говорит руководитель студии. − В театре кукол все работает по-другому. Это сродни детской ролевой игре, где на куклу переносится альтер эго, а ребенок при этом остается самим собой».

Анастасия видит и другой психологический плюс в кукольном спектакле:

«Когда ты за ширмой, тебя не видно, ты вроде и на публике, а вроде и нет, ведь кукла за тебя разговаривает. Это − своеобразный переходный этап к какому-то большему театральному творчеству».

Девятилетняя Виолетта Архипова актерский опыт уже имеет: до этого занималась в театральном кружке, а потом студия распалась, и девочка пришла в «Варежку» вместе с братом Георгием и сестрой Милославой. Говорит, нравится и кукол делать, и выступать. В спектакле играла сразу три роли: рассказчика, мальчика Ганса − хозяина шляпы, и собаку, но ее альтер эго стал именно Ганс:

«Он интересный, современный, и глаза красивые, как у меня», − так охарактеризовала их сходство Виолетта.

А в мечтах − научиться делать различных кукол для театра и самой стать руководителем студии.

Мама Оксана поддерживает увлечения детей, ведь эти занятия помогают им учиться общаться, особенно актуально это для старшего Георгия, уже за эти несколько месяцев заметно, как раскрылся, стал менее застенчивым мальчик, начал принимать участие и в других мероприятиях.

От гаджетов к социализации

Психологическим аспектам, работе над отношениями между детьми в «Варежке» уделяют не меньшее внимание, чем собственно театральной деятельности и рукоделию. Здесь регулярно проводят игры, направленные на развитие речи, памяти, актерского мастерства, артикуляции, моторики, а также специальные тренинги, на которых дети учатся дружить, быть внимательнее к товарищам, работать в команде, помогать друг другу. И образ, который играют юные актеры, также помогает раскрыться и победить в себе страхи и комплексы.

Одной из бед нашей эпохи гаджетов Анна Антонова считает неумение слышать других. В лучшем случае − дать договорить оппоненту, уже прикидывая в голове, что ты сам скажешь в ответ. А общение − это то, чему нужно постоянно учиться. И этим тоже занимаются в студии.

«Я сама как мама столкнулась с тем, что, приходя в кружки за социализацией, дети общения там практически не получают, − признается Анна. − Несмотря на то, что в школе, казалось бы, случайный набор, а здесь они объединены по интересам, ребята приходят, занимаются за мольбертами, если это изостудия, или возле станка, если это балет, или на матах в дзюдо, но общения не возникает, и к концу года выясняется, что даже не все знают друг друга по именам».

Своеобразным тренингом становится и сам опыт выступлений на публику. Чем ближе премьера, тем больше было мандража у юных актеров, однако с психологическими трудностями справились все.

«Этот опыт помогает раскрепоститься, − отмечает педагог. − Многие дети волновались, да что там, и мы с Настей переживали перед премьерой. А в итоге преодоление этой стеснительности, волнения вызывает восторг у самого ребенка, что он смог, что он справился со своей задачей, и получилось здорово».

Среди первых зрителей были не только родители, но и гости. И все они сошлись в одном: премьера удалась. Публика искренне радовалась, благодарила актеров за их труд.

Сейчас ребята ведут «работу над ошибками» − обсуждают успехи и недоработки премьеры, готовятся к следующим выступлениям. В планах новые спектакли, набор новых групп с началом нового учебного года, а еще у Анны есть мечта сделать театральный проект для подростков.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментарий

Анна 4 февраля 2019 16:26
Наталья, Динара, спасибо вам за вашу работу, за то, как тепло о нас написали! Удачи)
Ответить
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *