|    1$: 64.4326 1€: 72.6993
Магнитогорск
C

«Завлечь и привязать». Руководитель «Кванториума» рассказал о перспективах школьников


    Фото: Динара ВОРОНЦОВА

Магнитогорск. Детский технопарк «Кванториум» в Магнитогорске работает около полугода, на базе МГТУ имени Носова. 

 

Он входит в федеральную сеть технопарков, их сейчас 89. Почти 500 магнитогорских школьников обучаются здесь в четырех секциях – квантумах, соответствующих ключевым направлениям инновационного развития страны. Мы провели «Один день» в «Кванториуме» и поговорили с его руководителем Александром Васильевым о том, что ждет этих ребят и есть ли шанс удержать их в Магнитогорске.

– В «Кванториуме» могут заниматься дети 12-17 лет. Для чего это нужно подростку?

– Идея, которая была заложена основателями всей этой сети, в том, чтобы дать детям новое мышление, которое позволит им в новом мире добиваться успеха. В первую очередь дать им навыки проектной работы, командной коммуникации, научить решать задачи, то есть браться за дело и доводить его до конца. Поэтому основа всей программы – проектное обучение.

– Как встроились в эту систему преподаватели, или наставники квантумов, как вы их здесь называете? Откуда они?

– Большая часть – это сотрудники и аспиранты, магистранты университета. На самом деле все преподаватели имеют отношение к МГТУ. И все проходили двухнедельное обучение у федерального оператора (Фонда новых форм развития образования – прим. авт.) в «Сколково». Еще у них была неделька на знакомство с оборудованием в действующих технопарках.

– Вы тоже прошли это обучение?

– Да.  

– Что вы привезли из «Сколково»? Что для себя открыли?

– На самом деле модель очень понятная и очень похожая на модель развития в IT-компании. Когда младший стажер приходит и растет, а вместе с ним растут проекты, за которые он берется.  

– Есть уже успехи, которыми можете похвастаться?

– Успехами детей?

– Да.

– У нас ребята сдружились и победили в конкурсе анимационных фильмов, который был объявлен среди всех кванторианцев страны в рамках недели кино. Важно же не только развитие технических навыков, но и культурное. Ребята занимались этим всего неделю, но у них получилось – это результат командной коммуникации. Сейчас ребята готовятся к разным конкурсам. Одна команда уже почти выиграла путевку в «Орленок».  

– Кстати, как Вы относитесь к конкурсам? К этой бесконечной борьбе. Как это влияет на детей?

– Точек зрения на это много…

– Ваша точка зрения интересна.

– Моя точка зрения: конкурсы – это возможность себя проверить. Если это не становится самоцелью, а просто проверка, – это хорошо. Себя показать, других посмотреть – это очень-очень полезно. Но олимпиада – это не главное, это только проверка.

– Но у вас же проекты создаются не только в рамках конкурсов?

– Цель-то проектов – потом вывести детей на то, чтобы они искали в жизни задачи и проблемы и могли применить свою голову для их решения. Чтобы они понимали, что нужно это не для олимпиад, не для дипломов, – то, чему они научились, они могут применить в жизни, и кому-то сделать хорошо. Вот это как раз главный образовательный результат – когда они уже могут менять жизнь других.

– А есть какие-то примеры, когда ребята пришли и сказали, что им нужно дома кое-что улучшить, для бабушки что-то изобрести?

– Те ребята, которые занимаются в Хай-Тек-квантуме, а там как раз есть декоративно-прикладное направление, делали подарки мамам, бабушкам, девушкам на 8 Марта. Это я заметил.

Проекты, которые делаются в Робоквантуме, дома, конечно, сложно применить. Потому что из конструктора это просто прототип, а большой серьезный формат требует большой работы. Просто три месяца – это еще рано.

– Из объявления о начале преподавания математики в «Кванториуме» я поняла, что за это время стало понятным, что школьных знаний ребятам уже мало.

– Вообще-то это было изначально задумано. Математика сложная, и она в школе детей мучает. А она нужна, и по задумке федерального технопарка обучение здесь должно быть. Это не подготовка к ОГЭ, ЕГЭ. Это математика, которая нужна на проектах. Потому что робота заставить ехать или двигаться можно, только если рассчитать его движение по формулам. А для этого нужна специальная математика. Причем часто опережающая школьную программу. При этом главное не обучение математике, а обучение пользованию инструментами. Просто чтобы они понимали, как считать, как это быстро делать, и применяли это в своих проектах.

Готовимся мы и к тому, что у нас будет преподаваться технический английский. Это для чтения технической документации и литературы. И для подготовки к международным конкурсам, где нужно выступать с докладами на английском языке. Это комплексная программа. По ней работают не первый год в других регионах, мы просто движемся в том же направлении.

– Вы ломаете всю систему родительских ценностей! Родителям нужно готовить детей к ЕГЭ...

– ЕГЭ – это та ступенька, которая помогает получить хороший опыт и лучшую стартовую площадку.

– Родители какой вопрос чаще всего задают, когда записывают своих детей?

– «Сколько это стоит?»

– Я, кстати, увидела в вашей группе ВК, что уже мошенники появились: продают абонементы на занятия в «Кванториуме». А у вас же все бесплатно.

– Сообщение в группе видел, но в мессенджере еще нет. У нас со временем появятся платные группы, но пока все группы бюджетные.

– Что будет за плату?

– Специальные программы. Их еще нужно разработать, не успели.

– Количество мест в технопарке отвечает запросам города или нет?

– У нас тысячи школьников, а мест всего 460.  

– Но конкурса при этом у вас нет.

– Это прямо запрещено федеральным оператором. Мы должны брать всех. Кто заполнил анкету и нажал кнопочку «Отправить» – попадает в группу. У нас автоматическая прозрачная система: кнопочку нажал – в базе данных появляется запись – минус одно свободное место.

– Сейчас набор закрыт?

– Если не ошибаюсь, у нас сейчас есть шесть свободных мест в утренние группы. В мае мы откроем набор на сентябрь, чтобы в июне сформировать группы. В прошлом году мы в мае точно так же формировали первый поток. Сейчас у нас уже второй поток. Часть ребят остались в проектных группах, продвинутых, часть перешли на другие направления, часть – новые. Заниматься мы начали сразу после осенних каникул, шестого ноября. Трехмесячная программа закончилась в феврале, это вводный модуль. А дальше ребята, которые действительно хотят чему-то научиться, а не просто поиграть в красивые игрушки, переключились на проекты. Так мы сформировали продолжающую группу. Кто-то снова начал с нуля, но уже в другом направлении.

– Какой самый популярный квантум?

– На самом деле… Если по скорости наполнения, то это IT-квантум и VR/AR-квантум. Они еще новенькие. Если IT-школа в городе еще есть, то виртуальной реальности нет ни у кого.  

– Что еще у вас есть, чего нет у других?

Хай-Тек очень интересен. 3D-принтеры есть в домах творчества, но здесь комплексная программа: не только принтеры и 3D-моделирование, но и станки с ЧПУ. Здесь можно освоить современные технологии компьютерной обработки материалов. Сначала нарисовать, создать модель и сделать ее такой, какой ты ее нарисовал. Интересно. Робототехника у нас пошире, чем в городских кружках. При этом ребята приходят и заявляют: «Мы ваше LEGO все знаем». У нас здесь возможностей больше. Начиная от конструкторов, и заканчивая тем, что можно сделать детали робота на том же 3D-принтере, и уже получить что-то совсем свое.

– Детский технопарк существует на базе МГТУ. Но есть подозрение, что кванторианцы этот вуз не выберут. Или я ошибаюсь, как вы считаете?

– У них, конечно, есть свобода выбора, но у университета есть желание ребят здесь закрепить. У нас сейчас запущена программа «Студенты – лидеры проектов»: мы приводим сюда хороших студентов с идеями, и они могут сделать что-то интересное, используя потенциал «Кванториума». И это позволит показать школьникам, что в МГТУ много интересного можно делать и, самое главное, учиться интересным вещам. Покажем лаборатории университета, студенческие проекты, и если кванторианцы к ним подключатся, если им будет интересно, они здесь останутся. Цель такая – их завлечь и привязать. У них будет возможность несколько лет видеть МГТУ тоже.

Каких-то принуждений не будет, но мы, конечно, постараемся показать ребятам выгоды получать образование в родном городе.


Следующий «Один день» мы проведем в Магнитогорском объединении защиты прав потребителей. Онлайн-репортаж читайте на нашем сайте в ближайший четверг, четвертого апреля.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *